При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Треть россиян, которые раньше покупали товары в заграничных онлайн-магазинах, отказались от покупок из-за пандемии. Ещё четверть сократили покупки. Такие данные следуют из совместного исследования Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ и Аналитического центра НАФИ.
60% россиян стали экономить
32% россиян, которые раньше покупали товары онлайн за границей, совсем отказались от таких покупок из-за пандемии. Ещё 26% стали заказывать товары из-за рубежа реже. Таким образом пандемия оказала сильнейшее влияние на поведение 58% опрошенных. Основная причина – необходимость экономить деньги. Такую причину указали 33%. А 27% опрошенных заявили, что боятся, что посылки могут быть переносчиками Covid-19.
Любопытно, что на покупательское поведение женщин пандемия оказала влияние сильнее, чем на мужчин. Кроме того, женщины чаще мужчин отказываются от зарубежных онлайн-покупок из-за боязни заразиться новым коронавирусом (31% против 22% среди мужчин).
«Женщины чаще мужчин отказываются от зарубежных онлайн-покупок из-за боязни заразиться новым коронавирусом (31% против 22% среди мужчин)”, – исследование НАФИ и Сколково-РЭШ.
Об изменении поведения наших граждан до этого исследования были только гипотезы.
– Поэтому так важно знать, а не предполагать, что именно происходит. Именно поэтому исследование изменений потребительских привычек и трендов особенно ценно в нынешней ситуации, когда мы находимся в самой большой за последнее время неопределенности, - прокомментировал Егор Кривошея, руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ.
Лейсан Баймуратова, руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ, уверена, что привычка к покупкам онлайн, сформированная за время пандемии, никуда не уйдет, и число покупок через интернет не сократится.
Наличным – наличность
Однако это не все выводы в исследовании. Оказалось, что часть наших граждан, которые ранее оплачивали покупки безналичным способом, стали делать это чаще. Однако перетока «наличников» в «безналичники» так и не зафиксировано.
До пандемии 46% россиян оплачивали покупки безналичным способом (либо всегда используя исключительно этот способ, либо предпочитая его наличным в большинстве случаев). В период самоизоляции каждый пятый россиянин (21%), использовавший до пандемии различные способы оплаты, стал чаще оплачивать покупки безналично.
Среди тех, кто всегда ранее пользовался только наличными деньгами (19% опрошенных россиян), 87% не поменяли свои предпочтения несмотря на пандемию и продолжают пользоваться только наличными.
Напомним, что согласно данным Банка России только в марте наличных в обращении стало больше на 700 млрд рублей. Оценить влияние пандемии на безналичные оплаты ещё предстоит сделать. Однако данные ЦБ и социологов пока подтверждают обратное: граждане стали чаще пользоваться наличными.
«Среди тех, кто всегда ранее пользовался только наличными деньгами большинство не поменяли свои предпочтения несмотря на пандемию и продолжают пользоваться только наличными», – исследование НАФИ и Сколково-РЭШ.
- Приятно видеть, что примерно каждый пятый россиянин, который использовал безналичные способы оплаты, стал платить безналично больше. Это соотносится с рекомендациями ВОЗ по повышению безопасности в связи с распространением нового вируса, – добавил Егор Кривошея.
Москва.
обсуждение