При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Портал Finversia.ru организовал онлайн-встречу с представителями коллекторских агентств. Коллекторы ответили на множество поступивших в редакцию вопросов. Надо заметить, что разговор получился откровенным и честным.
– Сегодня у нас встреча с представителями самой необычной профессией нашего финансового рынка – с белыми коллекторами. Потому что, если набрать в поисковике «чёрный коллектор», то сразу можно найти огромное количество статей и упоминаний – про них пишут, обсуждают. А вот про «белых» таких статей намного меньше. Белые – это те, кто организовал саморегулирование в формате Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), они включены в официальный реестр Федеральной службы судебных приставов, они соблюдают довольно жёсткие требования 230-ФЗ, – заметил Ян Арт, главный редактор портала Finversia.ru и модератор мероприятия, открывая встречу.
На вопросы читателей отвечали Эльман Мехтиев, президент НАПКА, Антон Дмитраков, генеральный директор компании «ЭОС» – международного коллекторского агентства, Павел Михмель, глава компании «Первое коллекторское бюро», Виктор Семендуев, старший вице-президент компании «Кредит Экспресс Финанс» и Давид Цацуа, генеральный директор компании «САВД».
Первый вопрос был задан про банковскую тайну – разглашают ли коллекторы банковскую тайну?
– Законодательство разрешает кредитору нанимать взыскателей долгов и продавать по Гражданскому кодексу право требования. И при уступке долга передается информация о долге. Поэтому никакого разглашения при передаче долга от банка или от МФО не существует, – пояснил Эльман Мехтиев.
Однако может возникнуть ситуация, когда коллектор позвонил должнику, но попал не на того человека, добавил эксперт.
– Да, в этом случае коллектор может непреднамеренно раскрыть банковскую тайну. Но, по закону, сначала должна быть произведена идентификация заёмщика. Поэтому когда мы слышим, что коллекторы раскрывают банковскую тайну, то тут могут быть самые разные ответы. Надо разбираться в каждом конкретном случае.
Серия вопросов касалась того, что делать должнику, если с ним связываются не по тем контактам, которые он указывал при оформлении кредита или займа. Например, звонят не по тому номеру или пишут не на ту электронную почту, которые были указаны в кредитном договоре. Кроме того, зрителей интересовало, законно ли коллекторам звонить со скрытого номера и писать сообщения родственникам заёмщика или связываться с ним в соцсетях?
Глава НАПКА ответил, что согласно законодательству, если человек, например, раскрыл о себе информацию в социальных сетях – номер телефона, адрес электронной почты или нового места жительства, то она считается публичной и ей можно пользоваться:
– Проблема в том, что детального регулирования, что такое персональные данные, что такое контакты, нет.
Что касается соцсетей, то коллекторы могут общаться с должником «в личке», но писать на его «стене», раскрывая данные о долге, не имеют права.
Эльман Мехтиев пояснил, что во всех случаях, когда заёмщик считает, что его права нарушили, он может направить жалобу на сайте НАПКА. Сервис называется «Добро пожаловаться».
Павел Михмель ответил на простой, казалось бы, вопрос – «Что делать, если к тебе пришел коллектор?»:
– Коллектор обязан представиться, назвать ФИО, компанию, которую он представляет, известить, что ведется запись разговора (не получить на это разрешение, а именно предупредить), показать удостоверение. Только после того, как вы получили всю эту информацию, можно начинать вести диалог по существу. Если возникают какие-либо подозрения, то вы можете зайти на сайт ФССП и проверить, есть ли указанная компания в государственном реестре коллекторов. Если нет, то ни в какие диалоги не вступать, а направлять жалобу в НАПКА.
Давид Цацуа обратил внимание на наблюдаемый тренд на рост числа обращений должников с просьбой о рассрочке долга или списании его части при единовременном погашении. Коллекторы, как правило, идут на это.
Эльман Мехтиев добавил, что чем дольше должник прячется, тем «ближе суд».
Участники встречи отметили, что некоторые должники пытаются скрываться, уклоняясь от общения с кредитором или коллектором, рассчитывая, что истечет срок исковой давности по долгу. Однако те 3 года, которые указаны в законодательстве, часто вводят должников в заблуждение. Они считают, что этот срок отсчитывается от даты последнего платежа по договору. Но на самом деле этот отсчет начинается с даты погашения кредита, указанной в договоре. То есть, если кредит выдан, например, на три года – до 2023 года, а заемщик прекратил платить уже через месяц, то срок исковой давности будет отсчитываться именно с 2023 года.
Кроме того, истечение этого срока не означает, что коллекторы или кредиторы оставят должника в покое: просто с этого момента они теряют право обращения в суд, но на внесудебную процедуру взыскания это не распространяется. Более того, коллекторы имеют право обратиться в суд за восстановлением срока исковой давности, если должник, например, сознательно вводил кредитора в заблуждение.
Москва.
обсуждение