При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Бизнес-омбудсмен созвал первую «Всероссийскую конференцию по защите граждан и юридических лиц при банкротстве кредитных организаций». 21 июня кредиторы Пробизнесбанка, «Смоленского», Татфондбанка и банка «Интеркоммерц» обсудили дальнейшие действия.
Кредиторы лопнувших банков, особенно малые предприятия и ИП, часто не только не получают возмещения при банкротстве или отзыве лицензий у банков – им заказан доступ даже в комитет кредиторов. А это значит, что они не могут получить даже информации о правомерности тех или иных операций приказавшего долго жить банка. Речь идёт не только об информации, касающейся стратегических ошибок или мошеннических действий руководства или собственников, но и о правомерности действий ЦБ и Агентства по страхованию вкладов.
Спустя почти два года после отзыва лицензии у КБ «Пробизнесбанк» его кредиторам удалось коренным образом преломить ситуацию. Пройдя бесчисленные этапы судебных разбирательств, они получили некоторую информацию о том, что же на самом деле происходило в период между введением в этом банке временной администрации и до отзыва лицензии. И теперь лидер инициативной группы кредиторов вместе с юридической службой бизнес-омбудсмена готовятся к следующим тяжбам.
История одного клиента Пробизнесбанка
- Недавно впервые удалось получить выписки. Изучаем ситуацию, - сообщил собравшимся Нерсес Григорян, лидер инициативной группы кредиторов КБ «Пробизнесбанк».
История этого человека и похожа на тысячи других оставшихся ни с чем при банкротстве банков предпринимателей, и уникальна. Нерсес накануне введения в Пробизнесбанке временной администрации четыре месяца ждал старта своего проекта. В день перечисления заказчиком первого транша в банке забарахлил клиент-банк. Вечером подтвердились подозрения, что с банком что-то не так. 7 августа 2015 года АСВ начал исполнять в учреждении функции временной администрации.
- В понедельник все включили, но мы поняли, что деньги не списываются, - рассказывает Нерсес, - Мы надеялись. Представьте, что чувствует человек, впервые попавший в подобную ситуацию. 12 августа ЦБ отозвал лицензию. Помню, у меня было ощущение бессилия – когда ты ничего не можешь сделать. Ровным счётом ничего. Я сначала не собирался идти на митинги кредиторов, но нам быстро стало понятно, что происходит нечто странное.
Напомним, что каждый день появлялись всё новые и новые сообщения о размере дыры в капитале банка. То 3,5, то 7, то 67, то 87 млрд рублей. Предприниматели тогда от отчаяния организовали первый пикет в истории отозванных банковских лицензий.
- Были камеры, журналисты. Я просто высказал на камеру, что причина всех этих проблем заключается в откровенном криминале и что хорошо бы, чтобы в дело вмешались правоохранительные органы, - вспоминает предприниматель.
После этого другие пикетчики упросили его представлять их интересы.
- Когда я увидел, в каком состоянии находятся люди, я просто не смог им отказать.
После этого стихийное движение обманутых кредиторов стало принимать организованные формы. По словам Григоряна, было принято решение действовать максимально публично, всё говорить «на камеру», распространять информацию через социальные сети, адресной рассылкой журналистам. Оказалось, что Пробизнесбанк перечислил банку Российский капитал, своей дочерней структуре, 600 млн рублей, а потом отозвал платёж.
- Мы попросили проверить МВД и Генпрокуратуру нет ли тут факта превышения полномочий. Потом мы были уверены, что нашего представителя пустят в комитет кредиторов. Всё тщетно.
Временную администрацию Пробизнесбанка будут проверять
Алексей Рябов, руководитель экспертно-правовой службы при бизнес-обмудсмене, рассказал, как спустя почти два года совместными усилиями удалось пробить брешь в этой стене:
- Это был первый прецедент, когда в процессе участвовали мы в качестве третьего лица. Суд, наконец, удовлетворил наши требования, и мы смогли получить право требовать информацию о действиях банковской администрации во время банкротства. Наш аудитор в настоящее время изучает почти 20 тыс. машинописных листов дела. Ранее суды отказывали в подобных требованиях, ссылаясь на банковскую тайну. А судебные разбирательства носили исключительно закрытый характер.
По словам юриста бизнес-омбудсмена, деньги из банков не исчезают просто так. Это либо проблемы бизнеса – кредиты, которые не обслуживаются. Либо деньги уводятся менеджментом. Либо вопросы к корректности действий АСВ. Либо ситуация, когда дыра существует, но при этом банк вполне здоровый, но он подвергся рейдерскому захвату.
- В случае с Пробизнесбанком, когда администрация попыталась вывести 600 млн рублей на дочернюю структуру, не проверять её действия невозможно.
История одной клиентки «Смоленского»
Елена Карелина, член комитета кредиторов АКБ «Смоленский», поведала свою историю. Историю, достойную пера Людмилы Петрушевской, только в современное время – время великой чистки банковских рядов от откровенного криминала.
- Все деньги трёх моих производственных предприятий в Твери, деньги моей семьи, а также деньги моих 150-ти сотрудников были в банке накануне отзыва лицензии. В один день мы оказались ни с чем. Представьте, как это – смотреть в глаза людям в середине декабря, накануне Нового года и говорить, что денег нет и вряд ли будут. В этом банке воровали. Как выяснилось, воровали много. Уже заведены два уголовных дела, 300 томов уже, - вспоминает Елена Карелина.
По её словам, сравнивать пропажу денег в банке у рядового гражданина и предпринимателя просто нельзя.
- Компания создаёт десятки рабочих мест, платит налоги. Курица несёт золотые яйца. Когда отозвали лицензию, я оказалась в информационном вакууме. Несмотря на то, что я директор завода, я оказалась юридически не готова к такому повороту событий. 28 ноября 2013 года я заплатила налоги, а 13 декабря у банка отозвали лицензию. Я столкнулась с ситуацией, когда тебе не открывают двери, не помогают, просто не дают никакой информации.
Как рассказывает Карелина, в комитете кредиторов трое из пяти членов – представители Федеральной налоговой службы, которые по инструкции не голосуют, когда речь идёт о пополнении конкурсной массы. А кроме того, согласно российскому законодательству, пропавшие деньги нельзя отнести в затраты до завершения процедуры исполнительного производства.
- А исполнительное производство может завершится через пять лет, а может и через семь, - уточняет тверская предпринимательница.
Согласно статистике, после отзыва лицензии у банка юридические лица получают не более 5% своих капиталов
Платформа для объединения пострадавших предпринимателей
Александр Хуруджи, федеральный секретарь «Партии Роста», рассказал, что его партия создала единую технологическую платформу, куда теперь добавляются самые разные проекты.
- Например, мы в кратчайшие сроки смогли собрать информацию по всем предпринимателям, которые попали под реновацию в Москве. Теперь мы организованно помогаем им защитить их интересы. Тоже самое и с банками. Мы вводим новую форму, уведомляем всех пострадавших вкладчиков и кредиторов, чтобы все заявления подавали через единую форму. Борис Титов включает эту информацию в свои доклады президенту, от его имени делаются запросы в министерства и ведомства.
Хуруджи говорит, что предприниматели зачастую не знают своих прав, не знают, где искать правды, не знакомы с тонкостями законотворческой деятельности, а также не имеют опыта лоббистской работы.
- А через нашу платформу они всё это получают, - заключает он.
Александр Хуруджи, герой недавнего интервью в студии портала Finversia.ru, также рассказал, как он неоднократно терял деньги в банках – ещё в 90-х годах.
- Отзыв лицензии у твоего банка – это как рубец на теле. Проходит 20-30 лет и ты понимаешь, что весь в шрамах, - предложил он метафору.
Клиенты Хуруджи в основном люди, которые оказались под стражей:
- Сначала предприятие лишается денег в банке. Потом предприятие не может выплачивать налоги. Потом бизнесмена сажают в тюрьму. Но ведь это не его вина, что он в данном банке держал деньги.
Страхование предпринимателей
Борис Титов, бизнес-омбудсмен, который сумел добраться через московские пробки лишь спустя час после начала конференции, рассказал собравшимся о своём видении проблематики с отзывом лицензий и страховании средств ИП и юридических лиц в банках.
- АСВ и ЦБ не всегда правильно выполняют процедуры при отзыве банковских лицензий. Можно гадать, в чём заключается интерес, конечно. Но вот в ситуации с Пробизнесбанком было совершенно ясно, что различные версии о размере дыры говорят только об одном – никто не знал истинную ситуацию в банке.
По словам Титова, многие пользуются тем, что кредиторы банков разобщены, не могут выстроить чёткую позицию.
- А мы можем оказать содействие. Мы на свету и можем засвечивать истории. У нас есть юридическая служба, подписаны соглашения о взаимодействии со многими адвокатскими ассоциациями – они бесплатно дают нам часы.
Титов также рассказал, что недавно в Госдуму внесён законопроект Анатолия Аксакова, главы комитета по финансовому рынку о системе страхования депозитов юридических лиц. Сумма страхования установлена на уровне 1,4 млн рублей – как у физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Конечно же, мы считаем, что сумма должна быть выше - 5 млн рублей. Будем дальше над этим работать, - пообещал Борис Титов.
Наконец, омбудсмен ещё раз рассказал о своей давней идее учредить в России банк «плохих» активов, чтобы ещё до возникновения проблем в банках, такое учреждение выкупало бы проблемные активы. По его словам, конъюнктура вновь создаёт условия для того, чтобы банк плохих долгов был бы создан как можно скорее:
- Сейчас вновь начинаются кризисные явления. Нефть падает. Сейчас мы увидим инфляцию по полной программе. И у банков вновь начнутся проблемы.
Свои истории в ходе конференции рассказали также Александра Юманова, руководитель союза пострадавших клиентов Татфондбанка и Интехбанка, Венера Камалова, представитель аппарата Уполномоченного при президенте республики Татарстан по защите прав предпринимателей и другие.
Москва.
обсуждение