При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В НАУФОР провели опрос крупнейших брокеров и управляющих компаний на предмет инвестирования их клиентов. Выяснилось, что интерес к отечественным инструментам падает, а к иностранным – растёт.
5,4 млн инвесторов
Ранее подобные опросы специалисты НАУФОР проводили один раз в год, теперь собираются проводить дважды.
– Потому что мы считаем, что розничные инвесторы стали главным драйвером развития нашего фондового рынка, – пояснил Алексей Тимофеев, президент НАУФОР.
На середину 2020 года количество открытых брокерских счетов на Московской бирже оценивается в 5,354 млн, это на 38% больше, чем на конец прошлого года. Количество открытых счетов на Санкт-Петербургской фондовой бирже – 3,205 млн.
Темпы прироста количества инвесторов в первом полугодии сопоставимы с итогами всего 2019 года. Таким образом, если динамика останется прежней, то по итогам 2020 года на биржу придёт не менее 3 млн новых инвесторов.
Общая сумма депозитов на счетах на середину года достигла 4 трлн рублей, что на 25% больше, чем на конец 2019 года. Из них на индивидуальных инвестиционных счетах – 250 млрд рублей.
Доля иностранных инструментов
Глава НАУФОР отметил рост интереса инвесторов к иностранным акциям: с 3,5% по итогам 2019 года до 8% к середине 2020 года. Доля еврооблигаций в среднем увеличилась с 17% до 20%. В то же время доля ОФЗ снизилась: с 9% до 5%. Произошло снижение и доли российских акций: с 23,5% до 20%. 14% приходится на денежные средства, 11% – на банковские рублёвые облигации, остальное – на структурные облигации, ПИФы, БПИФы, ETF и иные активы.
Однако иная картина предстаёт, если взять структуру ИИС. Доля российский акций в ИИС выросла с 30% до 36%, доля иностранных акций – с 4% до 7%. Доля ОФЗ также снизилась: с 12% до 9,7%. Доля корпоративных рублевых облигаций и доля банковских рублевых облигаций остались неизменными и на конец июня 2020 года составляет 10,57% и 5,43% соответственно.
75% открыли счета онлайн
75% россиян, открывших брокерские счета в первом полугодии 2020 года, открыли их посредством онлайн-каналов. При этом, около 70% новых договоров было заключено с владельцами счетов через онлайн каналы обслуживающих их кредитных организаций (банков).
Доля клиентов, использующих подтвержденную запись на портале Госуслуг, по-прежнему незначительна.
На рынок пришли смелые молодые мужчины
Екатерина Андреева, вице-президент НАУФОР, рассказала о тех, кто пришёл на рынок за эти полгода.
– Это, преимущественно, молодые мужчины в возрасте до 35 лет. Ещё один немаловажный тренд мы обнаружили. Если раньше, например, банки конвертировали своих вкладчиков в инвесторы, то сейчас на рынок всё больше приходят те же вкладчики, но только из других банков и от других брокеров, – рассказала Екатерина.
«Раньше банки конвертировали своих вкладчиков в инвесторы, сейчас на рынок всё больше приходят те же вкладчики, но только из других банков и от других брокеров, – Екатерина Андреева, НАУФОР
При этом основной канал пополнения инвесторов остаётся прежним – это бывшие вкладчики банков.
Говоря о доле иностранных инструментов, Алексей Тимофеев подчеркнул, что «она вряд ли будет когда-нибудь больше, чем доля российских инструментов».
Интерес к советникам растёт
Кроме того, руководитель НАУФОР отметил такую тенденцию, как рост договоров с инвестиционными советниками:
– Мы рады, что около половины новичков заключают договоры с инвестиционными советниками. Это вселяет надежду, что инвесторы будут осуществлять более обдуманные сделки.
Так же Тимофеев отметил, что более молодая аудитория «очень терпима к рискам»:
– Они не так уязвимы, они согласны с рисками, которые принимают. Я думаю, что в этой связи мы увидим в будущем меньше жалоб. Молодые инвесторы более азартны, не склонны обвинять других в собственных ошибках. И ещё: они хотят работать с иностранными инструментами, поскольку хотят иметь дело с теми компаниями, которые они знают.
«Молодые инвесторы согласны с рисками, которые принимают, более азартны, не склонны обвинять других в собственных ошибках. И ещё: они хотят работать с иностранными инструментами», – Алексей Тимофеев, НАУФОР
О тестировании инвесторов
Тимофеев ответил на ряд вопросов, касающихся тестирования – в рамках закона о категоризации инвесторов:
– Важно понимать, что тестирование не решает всех задач, которые можно было, наверное, решить. Тестирование решает задачу оценки минимальных знаний инвестора. Тесты не станут большим препятствием для входа на рынок. Я надеюсь, что брокеры будут оказывать содействие новичкам и предлагать им программы по подготовке к тестированию.
По словам Тимофеева, задача тестов не в том, чтобы пустить или не пустить человека на рынок, а в том, чтобы убедиться, что человек правильно понимает то, под чем он ставит подпись и осознаёт все риски.
Москва.
обсуждение