При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Победное ралли рубля в последние недели заставило оптимистов прогнозировать новые рубежи укрепления – даже выше уровней конца февраля. Между тем, аналитики Альфа-Банка уверены в обратном: укрепление отечественной валюты было временным.
Безработица – фактор №1
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка, призывает внимательно наблюдать за динамикой безработицы:
– На данный момент мы полагаем, что рынок труда выглядит достаточно защищённым, так как в феврале 2022 года уровень безработицы находился на историческом минимуме в 4,1%.
Вторым значимым фактором выступает инфляция, далее рассуждает аналитик. Рост цен, скорее всего, превзойдёт ожидания и после вероятного достижения в марте уровня 16-17% г/г в апреле может превысить 20% г/г.
Третий фактор – динамика торгового баланса. По данным Минфина, в марте российская нефть продавалась с дисконтом в 20% к цене Brent, что означает потери нефтяных экспортных доходов на уровне $3 млрд в месяц (7% от общих экспортных доходов в январе 2022 г); перебои в логистических цепочках также указывают на то, что номинальные расходы на импорт вряд ли сильно сократятся. В связи с этим недавнее укрепление рубля выглядит временным, что также будет сохранять инфляционные риски, подчёркивают в Альфа-Банке.
Домохозяйства запасаются
Между тем, оборот розничной торговли подскочил на 5,9% г/г в феврале и, вероятно, вырастет на 8,0% г/г в марте. Рост опасений по поводу санкционного давления вынудил домохозяйства значительно увеличить потребление с конца февраля; повышенный спрос в ряде сегментов сохранялся на протяжении всего марта. Оборот розничной торговли вырос на 5,9% г/г в феврале на фоне панических покупок с конца месяца, что несколько ниже роста спроса в пандемию (+6,9% г/г в марте 2020 г.).
– Мы ожидаем, что оборот розничной торговли за март может вырасти примерно на 8,0% г/г на фоне сильного спроса как в продовольственном (из-за инфляционных ожиданий), так и в непродовольственном сегментах (на фоне опасений дефицита), – подсчитала Орлова.
Одной из причин сильного роста потребления стало резкое снижение депозитов, которое наблюдается в российских банках. Российские домохозяйства изъяли 1,2 трлн рублей из банков в феврале, или 3,5% совокупных банковских депозитов.
– Мы считаем, что примерно 1 трлн рублей не вернется в банки и, вероятно, будет частично потрачен на покупку товаров длительного пользования.
«Мы считаем, что примерно 1 трлн рублей не вернется в банки и, вероятно, будет частично потрачен на покупку товаров длительного пользования», – Наталия Орлова, Альфа-Банк
Инфляция подскочила до 16%
Инфляция составила 15,7% год к году на 25 марта. Значительное увеличение спроса вызвало резкую реакцию цен. Инфляция ускорилась с 9,2% г/г в феврале до 15,7% г/г на 25 марта. Это соответствует ожиданиям аналитиков банка, что инфляция за март, скорее всего, составит 16-17% г/г. Этот скачок, вероятно, спровоцирует рост инфляционных ожиданий и усилит ориентацию на потребление.
Судьба курса
– Укрепление курса рубля выглядит очень временным, так как в марте страна потеряла $3 млрд своих нефтяных доходов из-за дисконта цены на нефть Urals к цене Brent. Хотя рынок с оптимизмом воспринял недавнее укрепление рубля до 80-85 руб./$, мы считаем это движение курса очень неустойчивым и связываем его с периодом налоговых платежей, который традиционно характеризовался повышенными продажами экспортной выручки, – полагает эксперт.
При этом Минфин объявил, что в марте российская нефть продавалась с дисконтом в 20% к цене Brent, что означает потери экспортных доходов страны на уровне $3 млрд в месяц.
Снижение физических объемов экспорта нефти и металлов, вероятно, приведет к дополнительным потерям в ближайшие месяцы.
– Что касается импорта, мы ожидаем, что российские компании, напротив, должны будут сильно переплачивать за транспортировку, в результате чего даже при снижении физических объемов импорта в марте на 50-60% с уровня февраля, в номинальном выражении импорт может остаться на докризисных $25 млрд в месяц. На фоне такой картины текущее укрепление рубля является временным, и мы не считаем, что рубль окажет поддержку инфляционному тренду, – уверена Наталия Орлова.
Москва.
обсуждение