При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Субботним утром 13 апреля прохожим на Новом Арбате приходилось огибать длинную очередь в московский кинотеатр «Октябрь». Нет, жаждущие стремились не на какую-то шумную премьеру, а представьте себе, на конференцию инвесторов – «PROFIT CONF 2.0».
Если вас не заботит, как заставить работать ваши свободные деньги (даже если сумма их, скажем, всего-то десять тысяч рублей), такая конференция вас вряд ли привлечёт. И, надо сказать, напрасно – изображать скупого рыцаря на сундуке с дублонами нынче не то, чтобы не модно, а неосмотрительно. Впрочем, задача моя не в том, чтобы агитировать «ленивых и пугливых» – осмотрятся и разберутся сами. А для тех, кто уже для себя всё решил, но не богат собственными идеями, и созывается уже второй раз конференция по инвестициям и трейдингу.
Когда я спросила основателя и идейного вдохновителя «PROFIT CONF» Олега Вдовина о динамике интереса к конференции, он только усмехнулся и вспомнил, как сложно им пришлось в ноябре 2023-го, когда они собирались впервые. А сложно – потому, что не ожидали столь активного спроса на «живую» информацию. Казалось бы, какие могут быть в этом смысле проблемы? Есть же разнообразные каналы с десятками и сотнями тысяч пользователей. Как говорится, бери – не хочу. Берут, с удовольствием. Но всё равно хотят непосредственного общения, как с эмитентами, так и со своими «гуру». Так что площадку пришлось подбирать куда просторнее, работать параллельно в четырёх залах, и все – битком, люди стоят в проходах.
Ну, ладно, антураж вы уловили, теперь о содержании. Смысл конференции в том, что представители компаний-эмитентов сначала рассказывают о том, как живут-работают, а потом отбиваются от вопросов потенциальных инвесторов, жаждущих узнать, почему им надо вкладывать свои кровные в акции или облигации именно этой фирмы.
Есть одна важная деталь. Эмитенты – компании исключительно отечественные. И не только потому, что заставляют всякие санкции и рестрикции. Но прежде всего потому, что российская экономика явно на подъёме, и есть прямой смысл в этот процесс вписаться, не без выгоды для себя.
Героями дня на конференции, вне всяких сомнений, стали ИТ-компании. Всем понятно, что к ним сейчас особое внимание. Не проходит ни одного совещания по экономическим вопросам, где не говорили бы о технологическом суверенитете. Если попросту – о том, что надо иметь и свой софт, и своё «железо». Что касается программного обеспечения, то здесь мы выглядим неплохо, не случайна же поговорка о том, что лучшие программисты в мире говорят по-русски. Другое дело, что пока на нашем рынке нет «ИТ-гигантов», всё скромнее, тем не менее…
С удовольствием услышала я о том, что отлично известная мне компания «Диасофт» вышла на IPO и стала публичной – с февраля акции её торгуются на Московской бирже. Дабы меня не заподозрили в пристрастии к знакомому эмитенту, приведу пару цифр. Так, рыночная капитализация его выросла с 42,5 до 64,3 млрд рублей, а рентабельность по EBITDA составляет около 44%. Но самое главное – в течение последних десяти лет компания поступательно движется вперёд и вверх, поскольку в основу её заложена стабильная и эффективная модель. Обо всём этом и многом другом генеральный директор «Диасофт» Александр Глазков рассказывал и в своей презентации, и в рамках ИТ-панели.
Кстати, само по себе решение – организовать отдельную панель по информационным технологиям, вдобавок к презентациям компаний – говорит о повышенном интересе к отрасли. И, к сожалению, о том, что у потенциальных инвесторов маловато информации по характеру их деятельности – об этом свидетельствовали некоторые вопросы из зала. И это лишний раз подчеркивает необходимость таких конференций, как «PROFIT CONF», где участники вправе задавать даже самые наивные вопросы. Никто не осудит, для того и собираются – чтобы внести ясность.
В ИТ-панели приняли участие, как их представил ведущий, «молодые львы, которые рвут рынок». На первый взгляд излишне комплиментарно, но как посмотреть. Взять ту же группу компаний «Астра» – кажется, не так давно на фоне зарубежных поставщиков она была не сильно заметна, но теперь об операционной системе «Astra Linux» хорошо знают, более того, продукты вендора используют в критической инфраструктуре страны. Так что уверенность в будущем Елены Бородкиной, представлявшей группу компаний «Астра», основана на крепком и надёжном настоящем.
Компания же «Arenadata» специализируется на сборе и хранении больших данных с открытым исходным кодом – иными словами, обеспечивает прямой путь к цифровому предприятию. Есть сомнения в востребованности продуктов этого разработчика? Вот и я о том же… Хотя лукавый ведущий попытался поддеть участников панели: дескать, пройдёт года два-три, всё «импортозаместят», и что тогда? Ответили ему по очереди все участники панели. Пересказывать не стану, но суть в том, что потребность будет «сегодня, завтра и всегда».
Отдельная история – компания «Selectel». Это уже «железо», инфраструктура – шесть своих дата-центров и облачная платформа. Мне кажется, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять перспективность этого бизнеса. Не случайно же во время ИТ-панели зал был забит вполне себе молодыми инвесторами. Может, они и не специалисты в ИТ, но уж точно продвинутые пользователи. И знают цену подобным разработкам.
Кстати, о возрастном составе участников конференции. Пока никто не занимался неким социологическим анализом – да и нужно ли это? Но, пока мы разговаривали с Олегом Вдовиным, вокруг образовалась внушительная толпа слушателей, среди которых явно выделялась кучка совсем юных «инвесторов» (уж простите мне эти кавычки) с горящими взорами. «Вот видите же, – прокомментировал Олег, – им действительно интересно».
Вопрос о возрасте потенциальных и актуальных инвесторов – вовсе не праздный. Если попытаться оценить его, так сказать, «навскидку», то это примерно 37-40 лет. Есть чуть старше, много очень молодых, встречаются и седобородые. Но костяк – как раз «зрелая молодость», когда присутствует уже некоторый жизненный опыт и нет лености, которая тормозит решительные шаги.
Многим их них требуется в основном более подробная информация о состоянии и перспективах эмитента, а ещё большему количеству – добрый совет, если хотите, технология инвестирования. Примерно то, чем делился со сцены самого большого (и, само собой, до отказа переполненного) зала трейдер Роман Андреев, рассказавший и о том, как использовать панику, и о правилах «спокойной» торговли. Внимательно и сосредоточенно слушали и главу фонда «Invest Heroes» Сергея Пирогова, и инвестбанкира Евгения Когана, и Андрея Ванина из Газпромбанка, и других.
Одна из особенностей конференции в том, что наряду со знаменитыми эмитентами, такими, как, к примеру, «Аэрофлот», «АФК Система» или Совкомбанк представлены были и те компании, которые вроде бы на слуху, но в качестве объекта для вложений не так широко известны. Один из инвесторов, программист по профессии, признался мне, что довольно активно пользуется услугами интернет-магазина «Все инструменты», но как-то не рассматривал его как эмитента. Послушав финансового директора компании Олега Безумова, мы снова столкнулись с этим участником на выходе из зала, и на мой вопрос он ответил: «Что ж, облигации – тоже хорошие бумаги… Есть смысл купить».
Хочу подчеркнуть, что суть здесь – не в красноречии того или иного спикера, а в тех фактах и цифрах, которыми он оперирует. Хоть и принято говорить о «психологии биржи», изначально здесь важны всё-таки расчёт и логика.
Поэтому панель, отданная команде «PROFIT», вёл которую основатель сообщества и частный инвестор с пятнадцатилетним стажем Олег Вдовин, отличалась как раз фактами и логикой. После краткого анализа общих тенденций рынка он перешёл к самому острому – к идеям. Таковых на сегодняшний день оказалось немного – а именно две, и очень разные. Более спокойный, по выражению спикера, вариант – «Ренессанс Страхование».
И «Самолёт» – за последние годы «лучшая история в секторе», плюс «самый большой земельный банк». Однако тем, кто намерен вкладывать деньги в компанию, о которой не говорят разве только из утюга, надо иметь в виду известный риск – ужесточение условий льготной ипотеки. Впрочем, кто не рискует…
Как мне показалось в результате наблюдений и общения с некоторыми участниками, рисков они не боятся. Но и не ищут специально. И – что особенно важно – не ждут так называемых лучших времён. Они живут здесь и сейчас. Или, как утверждает с плаката в кулуарах конференции «PROFIT CONF 2.0» тот же Олег Вдовин: «Не ждём, а готовимся».
И правильно.
Москва.
обсуждение