При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Финам созвал экспертов, чтобы обсудить причины резкого падения цен на нефть – на фоне новых штаммов коронавируса и в преддверии важного заседания ОПЕК. Что дальше будет с «чёрным золото», а также с ценами на газ, которые стали причиной европейского энергетического кризиса?
Так $60 или $150?!
– В следующем году на нефтяном рынке ожидается избыток предложения в отличие от 2021 года, на протяжении которого ОПЕК+ искусственно поддерживал дефицит. Это будет сдерживающим фактором для роста цен. В частности, ОПЕК+ прогнозирует профицит в 2022 году в среднем на уровне 1,7 млн б/с. При таком соотношении спроса и предложения мы считаем справедливым диапазон по цене Brent на уровне $70-75 за баррель, – сделал свой прогноз Сергей Кауфман, аналитик Финама.
Екатерина Крылова, управляющий эксперт департамента стратегии и проектов развития Промсвязьбанка, также считает, что стоимость барреля марки Brent на следующий год будет колебаться в районе $65-70.
А выше $70?
В Финаме считают равновесной цену в $60 за баррель – достаточной для наращивания добычи эффективными производителями и при этом комфортной для потребителей.
– Выше $70 нефть может закрепиться в случае усугубления ситуации с недоинвестированием в отрасли или активной поддержки рынка со стороны ОПЕК+. Негативным сценарием, в которой цены на нефть могут снизиться, является ускорение энергоперехода в ситуации, когда предложение останется на высоком уровне, – объясняет Сергей Кауфман.
В свою очередь, в Промсвязьбанке полагают, что в долгосрочной перспективе более вероятным будет снижение цены к $65 за баррель.
– Да, недоинвестирование 2020-21 годах и его продолжение в 2022 году - вероятное в условиях неопределенности - делают $70 реалистичным уровнем, хотя многое зависит от скорости энергоперехода, – сделал свой прогноз Алексей Кокин, главный аналитик по нефтегазовому сектору «Открытие Инвестиции».
«До конца текущего года аналитики ждут, что цены на нефть вернутся на уровень $70-75 за баррель»
Напомним, что за последний месяц - со 2 ноября – баррель Brent подешевел почти на 20,5% – до $67,1. При этом, самое сильное падение случилось с 25 ноября – баррель подешевел сразу более, чем на $15,2 за несколько торговых сессий.
Нефть и нефтяные акции
Сергей Кауфман напоминает, что «на более длинных таймфреймах нефтегазовые акции следуют за ценами на нефть, хотя на небольших промежутках могут быть расхождения, например, если инвесторы считают движение в чёрном золоте неустойчивым»:
– Катастрофического падения цен на нефть, как в 2020 году, мы не ожидаем, так как ОПЕК+ готовы действовать, а влияние штамма Омикрон вряд ли окажется критичным. На этом фоне мы считаем, что некоторые из скорректировавшихся акций нефтяников уже стали интересны для покупок.
Аналитик приводит в пример акции Роснефти, Башнефти, Halliburton, а также ETF с тикером XES.
– На 2022 год стоит покупать бумаги с чёткой стратегией развития, крепким финансовым профилем, стремлением выплачивать дивиденды акционерам. Для нас это Газпром, Лукойл, Роснефть. По Сургуту интересны префы, которые выигрывают от ослабления рубля. По нашим оценкам, при рубле на конец этого года в 76,5 руб./долл. доходность по префам будет порядка 19%, – предполагают в Промсвязьбанке.
В «Открытие Инвестиции» советуют Газпром и Лукойл. Что касается Татнефти, то эксперты рекомендуют покупать префы – «ещё одна дивидендная идея, с большей неопределенностью, но с базовой доходностью от 10-11% и потенциалом её роста».
Энергетический кризис в Европе и сертификация Северного потока -2
– Цены на газ в первую очередь зависят не от ввода СП-2, а от желания и возможностей Газпрома продавать, а потребителей покупать газ. Мощностей существующих газопроводов (транзит через Украину, Ямал-Европа) более, чем достаточно, чтобы увеличить поставки в Европу, однако пока это не делается. При этом локально ввод СП-2 в любом случае приведёт к небольшой коррекции просто из-за улучшения сентимента, – замечает Сергей Кауфман.
По его словам, ситуация позволяет Газпрому получать сверхприбыли, однако уже сейчас на рынке видны признаки деградации спроса, а также есть вероятность ускорения энергоперехода и уменьшения зависимости Европы от газа.
В свою очередь Алексей Кокин добавляет, что маловероятно, что на горизонте нескольких месяцев удастся нарастить поставки СПГ или трубопроводного газа в ЕС из этих регионов: причины разнообразны и включают недостаточные мощности сжижения и добычи газа при высоком спросе на СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Налетай, подешевело?
В Промсвязьбанке советуют покупать акции компаний «с понятной стратегией развития, устойчивым финансовым профилем и приверженностью выплачивать дивиденды акционерам, а не все подряд только потому, что они подешевели». И рекомендуют присмотреться к Газпрому, Роснефти и Лукойлу.
Сергей Кауфман, в свою очередь, указывает на Роснефть, префы Башнефти и Газпром.
«После коррекции привлекательно выглядят акции Роснефти, префы Башнефти и Газпром», – Сергей Кауфман, Финам
Альтернативное топливо
– Основной проблемой стартапов является тот факт, что они почти не имеют выручки и живут перспективами. При этом в целом тема альтернативной энергетики, безусловно, заслуживает внимания за счёт целей по снижению выбросов и масштабной государственной поддержки. На мой взгляд, наиболее безопасно инвестировать не в отдельные компании, а в ETF - iShares Global Clean Energy ETF. Это поможет диверсифицировать риски и выиграть от роста рынка альтернативный энергетики. На данный момент мы рекомендуем покупать данный ETF с целевой ценой $29,45, – Сергей Кауфман, Финам.
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, считает, что вокруг энергоперехода «пока больше гринвошинга»:
– Это показала и нынешняя осень, и скромные итоги климатической платформы COP26. Так что искать бенефициаров энергоперехода преждевременно. Другое дело, что спросу на металлы для электромобилей и накопителей энергии (кобальт, никель, литий и пр.) - обещан скорый нелинейный рост. Так что может и стоит обратить внимание на Норникель, например.
«Фундаментально оправданный уровень цен на нефть – $65-70 за баррель», – Екатерина Крылова, Промсвязьбанк
Коронавирус и нефть
Екатерина Крылова считает цены на нефть «давно перегретыми», фундаментально оправданный уровень находится в районе $65-70 за баррель
Александр Пасечник полагает, что «слово за ОПЕК+»:
– Сессия альянса в разгаре и здесь вероятен ответ отказом от повышения альянсовой добычи в январе для прекращения снижения цен. Так что игра вовсе не окончена – неопределенность на рынке «чёрного золота» сохраняется, и ситуация может меняться неоднократно. Провоцировать волатильность барреля может и вторжение новых ковид-рисков - речь об Омикроне. Поэтому сегодня в прогнозах сильный разброс на 2022 год: от $60 до $120 по марке Brent.
Москва.
обсуждение