Суббота, 21.12.2024
×
Фондовый рынок-2025. Куда и как инвестировать. Инвестиционные продукты, стратегии и портфели

Неподъёмный финтех

Аа +
+18 -1

Мода на финтех, наконец-то, пошла на спад. Банкиры по инерции все ещё готовы обсуждать, что такое, условно, блокчейн и где его можно применить, но все чаще задумываются, а насколько это эффективно и как это может увеличить их прибыль. Обозреватель Finversia.ru понаблюдал это «отрезвление» на форуме «Вся банковская автоматизация 2016», который открылся в Москве 19 октября.

Мода vs будущее

Знаковым стало уже вступительное слово Андрея Бурдинского, председателя оргкомитета Форума на основной панельной дискуссии «Модные тренды или будущее банков?». Обращаясь к участникам панели, Бурдинский перечислил основные модные тенденции в финтехе, вроде блокчейна, открытых API, когнитивных вычислений, искусственного интеллекта и интернета вещей и поставил вопрос следующим образом:

- Наша задача состоит в том, чтобы на этом узком отраслевом рынке понять, насколько сегодня перечисленные мною тенденция актуальны. Кто может уже сегодня эти технологии внедрять, а кто закончит, как пейджер – который похоронили сотовые телефоны.

Владимир Слинько, директор по развитию бизнеса в финансовом секторе Intel Россия/СНГ правильно уловил интонацию и обратился к залу:

- Кто рассматривает на перспективу одного года внедрение, например, блокчейна?

Никто не поднял руку.

- А есть ли в зале представители пяти наших крупных банков, в которых проходило тестирование прототипа блокчейна?, - пришёл ему на выручку Андрей Бурдинский.

И таковых в зале не оказалось. На крупнейший форум, посвящённый новым технологиям в финансовой сфере, не явился ни один из их представителей.

Далее стало ещё интереснее, это раннее утро переставало быть томным.

- Хорошо. Давайте я спрошу, стоит ли сокращать издержки на IT-инфраструктуру?, - продолжил представитель Intel.

Смех в зале. Но 3 человека руку таки подняли.

- Нет, нет, я не согласен! Давайте переголосуем! Для каких банков вообще стоит задача сокращения издержек?, - попытался спасти ситуацию ведущий панели.

Более половины представителей банков руку не подняли.

Владимиру Слинько пришлось «сдавать назад», он прокомментировал результаты этого опроса в том духе, что «нет проблем» и «если вдруг надумаете, приходите к нам, мы вам поможем».

Intel выступил одним из главных спонсоров Форума, и эта компания рассчитывает занять на рынке финтеха значительную долю. Но, по словам, Слинько, большинство банков неохотно переходит на продвинутые технологии, например, на серверную инфраструктуру.

 - А между тем, по расчётам одного из наших клиентов, крупного банка, экономия может составить до 10 раз, - выложил он свой главный козырь.

Сбер в три раза эффективнее Тинькова

Тут в разговор вмешался Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ГК ЦФТ после чего представитель Intel стал чувствовать себя ещё неудобнее и двусмысленнее.

- Сейчас мы наблюдаем тренд на возобновление работы на стандартной инфраструктуре, - начал потихонечку забивать гвозди в гроб финтеха Фомичёв, - Сравним Сбербанк и банк Тинькова, помните спор между Германом Грефом и Олегом Тиньковым на недавней конференции в Казани? Соотношение активов к накладным расходам у Сбербанка составляет 1,2%, у Тинькова – 3,5%. Сбербанк более чем в 3 раза эффективнее. Тренд на мобильные технологии связан не с эффективностью и дешевизной, а с тем, что изменился потребитель, изменились его предпочтения. Издержки на рекламу перекрывают расходы на содержание физической сети. Все идёт к тому, что за присутствие в виртуальном мире нужно будет платить больше, чем в физическом мире. А если представить, что все уйдут в виртуал, то первая страница будет вообще экстремально дорогой. Имеется в виду, конечно, поисковые системы в интернете. Нас ждёт очень серьёзная конкуренция. Через 2-3 года у всех будут примерно одинаковые мобильные приложения и кошельки, с одинаковым набором возможностей. А ведь аудитория банков не лояльна и издержки на удержание клиента возрастают. Чем же мы будем его удерживать? Только уменьшать тарифы и больше тратить на рекламу.

По словам Фомичёва, один из способов сократить издержки для банков – это начать использовать аутсорсинговую модель, чтобы не создавать проект с нуля и не тратится на защиту данных, на безопасность и сервис. Решение «Фактура», о котором упомянул Фомичёв, представляет собой такой готовый проект, который способен гарантированно сократить расходы банков на IT-инфраструктуру на 30%, но есть примеры сокращения расходов и в 2-3 раза.

Форум «Вся банковская автоматизация 2016»
Форум «Вся банковская автоматизация 2016»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

…и тут хипстеры все испортили

Сергей Добриднюк, директор по исследованиям и инновациям «Диасофт» подхватил тему.

- Депозитные ставки у банков из Топ-10 отличаются максимум на полпроцента. И у клиента логично возникает вопрос, почему я должен идти в ваш банк, а не в соседний? Потому что разницы почти нет. Это серьёзная задача для маркетолога – объяснить людям, почему красный банк лучше синего. Я уверен, что решение проблемы в том, что лучше начать понимать своего клиента. Важно быть персонифицированным.

Добриднюк рассказал историю, как его любимый банк «связался с какими-то хипстерами», поменял интерфейс и дизайн, прислал выписку, в которой оказались не те суммы.

- Я им говорю, что дизайн хороший, но где мои деньги?!, - он пересказал разговор с банком, - Очень важно клиента любить и уважать, а то увлечение финтехом может просто отпугнуть людей.

Ещё одной серьёзной проблемой, по мнению представителя «Диасофта», являются кадры:

- Техника - это некий пластилин. Не стоит увлекаться так техникой, стоит лучше понимать, с кем вы работаете. 99% взломов в системах безопасности происходит при участии банковского персонала. Так что давайте сначала ставить вопрос «Кто?», а потом уже «Что?».

Программа по отслеживанию качества вождения

После обсуждения этих фундаментальных и порой неразрешимых вопросов слово дали Анастасии Коноваловой, директору по продукту Raxel Telematica.

Telematica создала приложение для отслеживания качества вождения. Любой человек может поставить эту программу себе в машину, программа бесплатная. По словам Анастасии Коноваловой, у компании наработана база данных на 120 млн км, а в проекте принимают участие около 30 тыс. водителей. Кроме того, технология готова для внедрения в банки:

- Я сама в прошлом работала в крупном банке и знаю, какая ожесточённая конкуренция сейчас идёт за клиента в автокредитовании. С помощью нашей технологии банки могли бы давать скидку на кредит тем, кто водит аккуратно. Ещё пару лет назад, когда мы только вышли на рынок с этой инновацией, нас встретили очень холодно. Но сейчас мы видим большой спрос со стороны банков и страховых компаний и ведём активно переговоры.

Проект от Telematica пришёлся по вкусу всем собравшимся и его стали активно обсуждать. Возражения вызвали слова Коноваловой, как Telematica определяет, едет ли человек за рулём или едет ли он в такси? Выяснилось, что самообучающаяся программа показывает это не сразу – несколько первых поездок водителей просят отметить в программе самостоятельно – были ли они за рулём или были ли они пассажирами.

Согласно статистике, только 10% водителей осознают, что они ездят не аккуратно. И Telematica может стать хорошей возможностью присмотра за водителем – чтобы выявить те самые 90% «притворщиков» и получить вместо информации о неадекватной самооценке некий внешний градусник. В итоге выигрывают все – и банки, и автопроизводители, и клиенты.

- Программа оценивает качество вождения по шкале от нуля до ста. Те, кто набирает более 75 баллов, получают значительные скидки на КАСКО, примерно половина клиентов получает скидку в 15-20%. Просто потому, что программа «вынуждает» водителя соблюдать правила и, таким образом, обучает его, - рассказала представитель Telematica.

Эффект для банков оказался существенным по её словам. Банки отмечают небольшое снижение выручки из-за сниженного процента, зато по итогу они получают куда большее увеличение рентабельности. Анастасия Коновалова рассказала, что, помимо этого проекта, они готовы собирать и анализировать огромные массивы данных – какие места посещает человек, в каких магазинах и что покупает.

Эта информация и её анализ может оказать революционное воздействие на отрасль, согласились все участники дискуссии и слушатели.

Москва.

фото события

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все события »
+18 -1
4984
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)