При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Повышение налогов, грядущее с начала 2025 года, стало темой для онлайн-дискуссии «Эксперт РА». В этот раз в центре внимания были налоги на организации и индивидуальных предпринимателей.
Ранее на той же площадке уже обсудили новации для физических лиц. К ним, в первую очередь, к прогрессивному налогообложению граждан, приковано общественное внимание. Хотя в экономическом смысле корпоративные налоги намного важней.
Регулярно и много
Общая идея изменений для корпоративного сектора – переход к повышенным налоговым сборам за счет постоянных, а не разовых (как курсовые экспортные пошлины) мер, с привязкой к инвестиционной активности компаний, считают специалисты «Эксперт РА».
«Рост ставки налога на прибыль с 20% до 25%; рост налоговой нагрузки по НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) для железной руды, калийных и фосфатных солей, золота, алмазов, природного газа; введение НДС для предприятий на упрощенном режиме, – вот главные меры, которые начнут действовать с 2025 года», – подчеркнула в докладе доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Анастасия Подругина.
Для IT-компаний появится налог на прибыль 5% (ставка действует до 2030 года). По отношению к компаниям данного сектора это тоже ужесточение налоговой системы, в 2022–2024 годах ставка была нулевой.
Подругина обратила внимание и на послабления и льготы, которые предусмотрены налоговым законодательством и которые сохранятся или даже расширятся.
Законопроект предполагает стимулирование инвестиций в основные средства – предусмотрен федеральный инвестиционный налоговый вычет на капитальные расходы в инвестиционные проекты за счет федерального налога. Его размер будет ограничен 5% из взноса в федеральный бюджет. Напомним, налог на прибыль состоит из федеральной и региональной частей. Федеральная часть (пока 3%, а с нового года будет 8%), и региональная 17% – не меняется. Вот при получении вычета фактически федеральная часть останется прежней. Предполагается, что вычет будет доступен только «проектам технологического суверенитета», при этом он составит не более 25% от суммы инвестиционных расходов. А круг проектов технологического суверенитета еще будет уточняться.
Еще одна льгота в том, что увеличат повышающий коэффициент для расходов на НИОКР с 1,5 до 2, что должно стимулировать вложения в технологическое перевооружение. Аналогичный повышающий коэффициент введен для расходов на российское программное обеспечение.
В 2022–2023 годах были приняты несколько временных мер в рамках налоговой системы, направленных на увеличение налоговой нагрузки на те компании и отрасли, которые выигрывали от конъюнктурных условий – курсовые экспортные пошлины и налоги на сверхприбыль.
«Эти меры были направлены на экспортеров. За 2023 год они принесли относительно немного 140 млрд руб. (0,3% всех налогов). Надо учесть, что нефть и газ облагались сверхприбылью, а вот уголь освобожден по причине малой рентабельности. Это были признаки ручного управления, сейчас от данного подхода отказываются», – подчеркнула Анастасия Подругина.
Кстати в Англии был windfall tax (что-то типа налога на принесенную ветром прибыль), так что практика России не уникальна.
Что в результате
По оценкам министерства финансов России, изменения в налоговой системе дадут бюджету примерно 2,65 трлн рублей в 2025 году. Из этой суммы самую существенную часть – 1,6 трлн рублей – принесет повышение налога на прибыль; еще примерно 0,5 трлн руб. – повышение НДФЛ, 0,35 трлн руб. – НДС и 0,2 трлн руб. – акцизы и НДПИ.
Кстати, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования сделал альтернативные подсчеты, результат разошелся, но незначительно. Так общий эффект роста доходов в Центре оценили в 2,77 трлн руб.
Повышение корпоративного налога неизбежно окажет понижательное давление на инвестиционную активность компаний, за счет уменьшения чистой прибыли. Инвестиционные стимулы в виде федерального инвестиционного налогового вычета и повышения коэффициента по расходам на НИОКР могут компенсировать снижение лишь в некоторой степени, признают в «Эксперт РА».
Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН, на который так же сослалась Анастасия Подругина, рассматривает три сценария – использование дополнительных доходов для увеличения конечного потребления, для увеличения государственных инвестиций и для покрытия дефицита бюджета.
В случае если дополнительные средства будут направлены обратно в экономику через государственное конечное потребление или инвестиции, снижение ВВП будет незначительным (-0,4% для первого сценария) или отсутствующим (для второго сценария). В случае использования новых сборов для покрытия дефицита бюджета, ожидаемые темпы роста упадут на 0,3%.
Малый бизнес
Для малого и среднего бизнеса, помимо повышения налога на прибыль, коснутся изменения, связанные с обязанностью к уплате НДС и одновременным снижением стимулов к дроблению бизнеса. НДС должны будут уплачивать компании с доходом более 60 млн рублей в год, при этом ставка составит 5%, если доходы меньше 250 млн рублей в год, и 7% в ином случае. По оценкам минфина, у 96,8% предприятий на УСН годовая выручка составляет менее 60 млн рублей в год, и их эти изменения не коснутся.
Однако для оставшихся 3,2% изменения будут очень существенны.
Как пояснил исполнительный директор Института экономики роста имени П.А. Столыпина Антон Свириденко, в части малого бизнеса меняется концепция. Шкала налогов для него становится прогрессивной. Раньше после 250 млн руб. возникала налоговая яма – резкий рост платежей. Потому для ресторанов решили отменить НДС и снизить страховые взносы. Так что изменения назревали, считает Антон Свириденко.
Москва.
обсуждение