При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Непрекращающийся кризис в стране довёл людей до того, что они будут дарить друг другу на Новый год не смартфоны и путешествия, как раньше, а… еду и напитки. В наступающем году люди ждут, что их покупательная способность снизится ещё на 10%. «Это наиболее пессимистичное мнение о состоянии экономики за последние 10 лет», - подчёркивают в своём исследовании аналитики Deloitte.
Консалтинговая компания Deloitte в 19-й раз измеряет потребительские расходы накануне Нового года и Рождества, но от прочтения его в последние годы никакого предновогоднего настроения не появляется. Несмотря на праздничное оформление доклада - ёлочные игрушки, дети в скандинавских костюмах, разворачивающие подарки, искрящийся снег и «ощущение новогоднего волшебства» – цифры и факты упрямо свидетельствуют об обратном. Если в двух словах, то новогодний стол в этот раз нас ждёт беднее, чем в прошлом, подарки – скромнее, будущее – ещё неопределённее.
Потерянное десятилетие
Доля россиян, считающих, что экономика находится в рецессии, в уходящем году подскочила с 54% до 66%. При этом в два раза выросла доля тех, кто не понимает, что происходит с экономикой. Если в 2015 году 36% респондентов оценивали экономическую ситуацию, как стабильную, то теперь таковых лишь 25%. Аналитики Deloitte замечают, что «это наиболее пессимистичное мнение о состоянии экономики за последние 10 лет». Наибольший пессимизм проявляют, по традиции, женщины и пожилые люди. Все меньше тех, кто ждёт экономического роста в следующем году. В 2015 году таковых было 12%, в этот раз – всего 7%.
«Кризис 2008 года научил россиян тому, что экономика восстанавливается медленно. В то время как в 2009 году преобладали надежды на восстановление финансового роста в течение года, на этот раз число «оптимистов» и «пессимистов» в отношении ожиданий экономического подъёма в 2017 года оказалось сопоставимым», - говорится в докладе.
Россияне не только не ждут экономического роста – они подсчитали, что их покупательная способность снизится в наступающем году на 10%. Но это ожидания. В действительности, по факту, у половины опрошенных покупательная способность оказалась хуже в этом году. То есть, можно предположить, что по факту в следующем году у каждого второго из нас она снизится куда сильнее, чем на десятую часть.
Потребительские ожидания ничего хорошего не предвещают розничному рынку. В этом году в долларовом выражении он сжался на 7%. Но уже в следующем году, как говорится в исследовании, «по оценкам экономистов после нескольких лет спада произойдёт рост рынка». В Deloitte не поясняют, почему так думают экономисты, зато считают, что даже при восстановлении рынка, оборот розничной торговли в 2020 году лишь приблизится к уровням 2010 года. Потерянное десятилетие. Очевидно, что спасти рынок может только резкое укрепление рубля – которое мы сейчас видим в моменте, или столь же резкое снижение инфляции. Впрочем, эти два процесса взаимосвязаны.
Ну, а теперь о вкусном. Средний россиянин планирует потратить на праздничный стол и подарки примерно 16900 рублей (250 евро по курсу 67,5 рублей). Это на 2% выше, чем фактические расходы год назад. Таким образом, речь идёт о статистической погрешности. Любопытно, что резкое несоответствие планам и фактическим тратам в Deloitte зафиксировали в 2013 году. Тогда россияне планировали потратить почти 450 евро, потратили же – менее 300 евро. В последующие два года планы – хоть и были завышенными – все же приближались к реальности.
Вместо денег – шоколад
В этом году, как и в прошлом, деньги с большим отрывом лидируют в качестве наиболее желанного подарка. 64% мужчин и 69% женщин мечтают, чтобы им подарили деньги. На втором месте уже традиционно у мужчин — смартфоны (45%), а у женщин — путешествия (52%). «Однако, скорее всего, они получат в подарок шоколад (51%) и косметику (48%)», - предполагают в Deloitte. Интересно, что дело не в «меркантильности» или «бедности» россиян – в Европе также второй год подряд выбирают деньги в качестве наиболее желанного подарка.
Но настораживает другое. Среди других популярных подарков, покупаемых для взрослых, еда и напитки поднялись с 10-го на 4-е место. Товары для поддержания здоровья переместились на пять позиций вверх, смартфоны – поднялись с 17-го места на 10-е. Книги продолжают терять свою популярность не только в качестве желанного подарка, но также в качестве подарка, который чаще всего предпочитают покупать и дарить россияне.
Таблица: Наиболее часто приобретаемые популярные новогодние подарки в России
Подарки | Доля |
---|---|
Конфеты, шоколад | 51% |
Косметика/парфюмерия | 48% |
Деньги | 32% |
Продукты питания и напитки | 24% |
Подарочные сертификаты | 21% |
Книги | 19% |
Кухонные принадлежности | 18% |
Товары для здоровья | 17% |
Билеты в театр, на концерт, на матч и пр. | 16% |
Смартфон | 16% |
«О Чёрной пятнице»
Доля подарков, приобретаемых в интернет-магазинах, составляет 31% и, по всей видимости, продолжит расти снова после прошлогоднего падения. В странах Европы доля интернет-покупок остаётся неизменной. Из всех россиян, планирующих приобретать подарки в интернете, 18% будут делать это на иностранных торговых площадках.
Кризис вынудил россиян более практично подходить к моменту покупки подарков – чтобы не оставлять эту работу (или удовольствие) на последний момент и платить любую цену. «Хотя россияне традиционно покупают рождественские подарки позже европейцев, в этом году, как и в прошлом, по прогнозам, сезон покупки новогодних подарков в России начнётся раньше, чем в прошлом году», - говорится в докладе.
Опрашивали специалисты Deloitte россиян и по поводу «Чёрной пятницы». 51% опрошенных заявили, что воспользуются, по меньшей мере, некоторыми предложениями в этот день скидок. При этом 36% опрошенных заявили, что «не считают предложения «Чёрной пятницы» серьёзными, поскольку, по их мнению, предлагаемые скидки являются недостаточно большими или искусственными, или на распродаже выставлены бесполезные и ненужные товары».
Москва.
обсуждение