При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Россия становится одним из мировых лидеров цифрового банкинга, и в 2018 году вошла в топ-5 ведущих стран Европы по уровню его развития, отечественный банковский сектор входит первую тройку наиболее инновационных отраслей экономики. Об этом говорится в отчете по итогам исследования «Инновации в России – неисчерпаемый источник роста», который на пресс-конференции 4 июля представили руководители российского офиса международной консалтинговой компании McKinsey & Company.
В исследовании разбирается состояние нескольких отраслей российской экономики, и анализируются точки роста. Для оценки характера развития McKinsey вводит модель архетипов инноваций: научных, инженерных, потребительских и инноваций эффективности.
Банковский сектор был выбран для анализа как типичный пример потребительского архетипа. «Главным стимулом для инновационного развития банков является конкуренция, борьба за лояльность клиента, стремление соответствовать его меняющимся запросам. Спрос на инновации здесь в основном диктуется потребителями, которые хотят иметь удобный доступ к банковским и небанковским продуктам, в том числе удаленный, в режиме 24/7, и все – на одном интерфейсе. И, надо сказать, что российские банки за последние годы прошли огромный путь в сфере внедрения инноваций по всем направлениям применения: в сфере продуктов, в сфере процессов и в сфере бизнес-моделей», – отметил Виталий Клинцов, управляющий партнер McKinsey & Company по России и СНГ.
По словам Виталия Клинцова, темпы появления новых идей, технологий и бизнес-моделей очень высоки, так что ключевыми факторами конкурентоспособности и поддержания лояльности клиентов оказываются скорость вывода продуктов на рынок и их качество.
Как говорится в материалах исследования, у российской банковской системы есть шансы стать одной из самых передовых в мире. Для этого существует много предпосылок. Так, с каждым годом увеличивается доля клиентов, которые переходят на использование каналов дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Согласно результатам опроса, проведенного McKinsey, 65% клиентов российских банков желали покупать банковские продукты с помощью мобильного и интернет-банка. Это сравнимо с показателями стран Европы (60-70%) и больше, чем в Северной Америке (55%). «Хотя, пока уровень проникновения ДБО в России все еще отстает от уровня распространения интернета, а значит существует серьезный потенциал роста», – констатируют аналитики McKinsey.
Проведенный специалистами компании анализ показал, что мобильные приложения крупнейших российских банков имеют в 1,5-2 раза больше функций транзакционного обслуживания, чем аналогичные приложения крупнейших европейских банков. Во многом это связано с тем, что российские банки достаточно молоды и формировали свои компетенции уже в цифровую эпоху.
Банки с недостаточными компетенциями в области цифровых технологий, по мнению аналитиков McKinsey, могут сосредоточиться на предоставлении базовых услуг, таких как управление бухгалтерским балансом и проведение транзакций. «Такой сценарий предполагает в числе прочего и работу под чужим брендом (White Label), когда долгосрочная конкурентоспособность банка будет определяться в первую очередь успехами в кардинальном сокращении издержек. Это направление не подразумевает высокой прибыльности и сегодня слабо представлено на российском рынке, но вполне может оказаться привлекательным для некоторых финансовых организаций благодаря меньшему уровню риска и эффекту масштаба. Такой сценарий может стать особенно актуальным, если финтех-компании будут активно развиваться и возьмут на себя функции ведения отношений с конечным пользователем», – говорится в отчете к исследованию. Малые игроки могут также найти привлекательные ниши или же проводить точечную цифровизацию совместно с партнерами.
При этом в McKinsey предупреждают, что изменение структуры конкуренции в отрасли с развитием финтехкомпаний, необанков и небанковских игроков приведет к снижению рентабельности традиционных банковских услуг, и перед участниками рынка встает вопрос о поиске новых источников дохода. Это могут быть новые банковские продукты на основе цифровых технологий и небанковские продукты, созданные в партнерстве со сторонними компаниями. «Необходимость применения и развития новых для традиционных банков компетенций таит в себе риски, зато в перспективе владелец экосистемы получает право на долю доходов партнеров», – отмечается в материалах McKinsey.
Будущее российского банковского сектора авторы исследования видят следующим образом: «Это локомотив внедрения цифровых и технологических решений и поставщик кадров в другие отрасли. Крупные банки, осуществив полномасштабную цифровую трансформацию, будут предоставлять клиентам широкий спектр услуг в рамках собственных экосистем. Небольшие банки станут нишевыми игроками, обслуживающими сегменты, не охваченные экосистемами крупных банков. Небанковские игроки (телекоммуникационные и IT-компании) будут предоставлять все больше финансовых услуг и станут полноценными конкурентами традиционных банков. Клиенты, в свою очередь, смогут получать в своем банке дополнительные услуги, связанные с телекоммуникациями, розничной торговлей, образованием, здравоохранением. Предложения будут персонализированными, а скорость банковских операций значительно вырастет».
В целом исследование McKinsey посвящено роли инноваций для развития экономики в принципе. «Инновации – один из важнейших факторов развития, они напрямую влияют на состояние бизнеса, государственных институтов и общества. Успешное внедрение новейших технологий и изобретений напрямую влияет на конкурентоспособность и рост бизнеса», – сказал Яков Сергиенко, партнер McKinsey & Company. Так, по данным исследования McKinsey Granularity of Growth, совокупный доход акционеров (Total Shareholder Return, или TSR) у частных компаний – лидеров инновационной активности на 14,8% выше среднего по отрасли (23,5% против 8,7%).
По оценкам Юрия Трощенко, младшего партнера компании, к 2025 году внедрение инноваций в отечественной экономике позволит ежегодно получать прирост ВВП на уровне 3-6 трлн.
Еще один партнер компании Елена Кузнецова отметила роль государства в перспективах обсуждаемой темы. «В России государство уже сыграло существенную роль в формировании системы финансирования инноваций, – заметила она. – На следующем этапе развития будут важны последовательное и эффективное взаимодействие бизнеса, органов власти и научного сообщества, а также грамотно расставленные приоритеты».
Москва.
обсуждение