При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Кадры, как и прежде, решают все. В рамках IV Международного форума Финансового университета «Что день грядущий нам готовит?» 30 ноября прошла научно-практическая конференция «Новые кадры для новой экономики».
Мероприятие совпало с 30-летием системы дополнительного профессионального образования (ДПО) Финуниверситета. Поэтому в этот день Татьяна Розанова, проректор по непрерывному образованию вуза, принимала поздравления от всех выступающих.
Сама же она, начав конференцию, высказала мнение, что будущее российской экономики именно за дополнительным профобразованием. «Все должны понимать, что наиболее конкурентоспособны сегодня на рынке те специалисты, которые не ограничиваются получением диплома, а постоянно повышают свою квалификацию. Образование проходит через всю жизнь. Но нужно дать мотивацию для развития. И этому, как мы надеемся, будет способствовать переход рынка труда на профессиональные стандарты», – сказала Татьяна Розанова.
По ее словам, вузы, которые имеют систему ДПО, серьезно повышают свой статус на рынке труда. Но при этом нужна особая категория программ и преподавателей. Проректор также посетовала, что на российском рынке сегодня очень много зарубежных провайдеров программ ДПО, в то время, как далеко не все российские вузы могут похвастаться экспортом образовательных услуг.
Надежда – мой компас земной
Александр Мурычев, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель совета СПКФР, для начала сделал небольшой обзор по итогам первого дня форума. «Это было очень представительное мероприятие. Свою точку зрения высказывали очень многие авторитетные, уважаемые экономисты, в том числе нобелевский лауреат Роберт Джеймс Шиллер. Однако эти точки зрения – по поводу того, как этот грядущий день нас встретит, как сделать так, чтобы наша экономика была устойчивой, а для бизнеса прозрачной и прогнозируемой – оказались очень разные», – сказал Александр Мурычев.
Сама по себе формула для решения большинства проблемных вопросов, по его словам, проста. Нужно просто создать понятные условия и стабильные правила игры. И немножко помочь тем отраслям, которые способны потом генерировать большую доходность. «А остальным государству нужно просто не мешать. Все очень просто», – продолжил спикер.
По мнению бизнес-функционера, раскрытие потенциала человеческих, кадровых ресурсов сейчас особенно актуально в связи с тем, что России в ближайшие десятилетия придется жить в очень сложных условиях внешнего давления, санкций, дефицита источников финансирования. «При этом внутри страны у нас очень дорогие деньги, несмотря на последовательное снижение Центробанком ключевой ставки. Почему-то это не приводит к увеличению кредитования. Банковский инвестиционный ресурс – лишь 8% в общей структуре инвестиций в реальный сектор. А главный инвестиционный ресурс – это собственные средства предприятий. Но они сейчас тоже держат их на банковских депозитах. Нам надо думать, как сделать так, чтобы эти деньги начали работать, чтобы они вкладывались в развитие. Высвободить возможности, создать мотивацию, ввести инвестиционные льготы в программы, связанные с обновлением оборудования, основных фондов, задействовать механизмы ГЧП, установить гарантии и поручительства и пр. Сейчас темпы роста ВВП для России прогнозируются на уровне не выше 2%. Это ничтожно мало. Есть оценки, что для достижения среднемировых показателей роста – 3,5% – нам нужно 5 трлн рублей. Но ведь эти деньги есть на счетах компаний. Нужно только высвободить их и вовлечь в оборот», – объяснил Александр Мурычев.
Однако на деле с применением этих «формул успеха» возникают большие проблемы. По мнению Александра Мурычева, главная причина неудач – отсутствие достаточного уровня профессионализма у тех, кто за это отвечает. «У нас в стране только на федеральном уровне мы насчитали около 20 институтов развития. При этом о большинстве из них вообще ничего не слышно. Они, если и приносят какую-то пользу, то об этом почему-то никто не знает. Они просто работают сами на себя. Из всего этого можно сделать вывод, что главнейшие задачи сегодня – это подготовка новых кадров, а также подтверждение и повышение квалификации тех, кто сегодня уже трудится. Если мы не приведем систему подготовки специалистов к требованиям сегодняшнего дня и, тем более, завтрашнего, то мало преуспеем и не сдвинемся с того места, в котором сейчас находимся», – сказал Александр Мурычев.
Модератор конференции Диана Маштакеева, заместитель проректора Финуниверситета по непрерывному образованию заметила, что тема «новых кадров» в России активно развивается последние 4 года – после выхода майских указов президента РФ. Это выражается в формировании национальной системы квалификаций и компетенций. Целью которой является «внедрение требований рынка труда через профессиональные стандарты в сферу образования, построение новых образовательных программ, ориентированных на освоение профессиональных компетенций, внедрение института независимой оценки квалификаций». «Это очень сложный и нормативно емкий проект. И мы, несмотря на большую проделанную работу, находимся только в начале пути», – констатировала Диана Маштакеева.
Позднее Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций, рассказала о том, что происходит в плане развития системы национальной системы оценки в целом во всех сегментах экономики, а также о становлении института профессиональной общественной аккредитации (ПОА). «Минтруд говорит о том, что утвердил уже более 1100 профессиональных стандартов. Но этого совсем недостаточно. Мы сейчас стоим в той позиции, с которой нужно стартовать в новую экономику, а это экономика знаний, цифровых технологий – со всеми вытекающими требованиями. У нас кадры должны соответствовать этим вызовам», – сказала Юлия Смирнова.
Что нужно рынку
Юлия Садыкова, заместитель директора департамента по кадровой политике и обеспечению работы с персоналом Банка России, рассказала о взглядах регулятора на стратегию развития кадровых ресурсов. «Сегодня все очень быстро меняется. Настолько быстро, что мы не всегда успеваем ко всему адаптироваться. И еще одна характерная черта нашего времени – это проникновение информационных и когнитивных технологий в нашу жизнь. Это оказывает существенное влияние, как на отдельные организации, так и на экономику в целом. И конечно, на сферу образования», – сказала представитель ЦБ.
Если раньше, по ее словам, в сфере высшего образования на первом месте всегда была подготовка к профдеятельности, то сейчас приоритетными становятся когнитивные способности – к анализу и обработке поступающей новой информации, а также такое понятие, как problem solving. «Мы не нашли подходящего перевода, но смысл этого термина в том, что человек должен уметь из контекста жизни выделять наиболее важные вещи и находить по ним решения. Конечно, это не должно быть в отрыве от фундаментальных знаний и навыков. Есть у нас коллеги, которые увлекаются развитием только когнитивных и коммуникативных способностей. Ни к чему хорошему это тоже не приведет», – сказала Юлия Садыкова.
Она также проинформировала о той работе, которую Банк России совместно с СПКФР проводит в сфере развития национальной системы квалификаций. В частности, сейчас ведется гармонизация действующей системы аттестации специалистов финансовой сферы, за которую отвечает ЦБ, и системы независимой оценки квалификаций (НОК), находящейся в ведении СПК. Также регулятор участвует в формировании отраслевой рамки квалификаций, взаимодействует с вузами, проводит обучение в рядах правоохранительных органов на предмет новых видов преступлений, связанных с цифровыми технологиями и пр.
При этом Юлия Садыкова напомнила, что согласно многим исследованиям, большая часть привычных для сегодняшнего дня профессий на горизонте 20 лет перестанет существовать.
Элла Платонова, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), президент Союза «Национальная страховая гильдия», член правления «Опора России», рассказала о том, какие требования сфере образования сегодня предъявляют страховые компании. Но сначала она описала ситуацию, которая сложилась в этой отрасли сегодня. Так, количество страховых организаций сократилось с 420 в 2013 году до 236 на сегодняшний день. При этом по сборам премии и страховым выплатам рынок ежегодно растет, что свидетельствует о его укрупнении. По словам Эллы Платоновой, это негативно отражается на доступности страховых услуг, особенно в отдаленных регионах.
Львиную долю в структуре каналов продаж продуктов занимают посредники – почти 70% (чуть более 28% продают сами страховые компании и еще 1,7% реализуется через интернет). При этом внутри категории «посредники» есть свое разделение, где 25,55% приходится на банкострахование и 26,5% – на агентов-физических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом количество страховых агентов в РФ в прошлом году составило 151 тыс. человек, что значительно меньше, чем годом ранее (223 тыс.). «В связи с таким сокращением на рынке труда возросла конкуренция среди работодателей в плане привлечения персонала по традиционным страховым специальностям (менеджеры и агенты по продажам страховых продуктов, специалисты по урегулированию страховых событий, андеррайтеры, инвестиционные менеджеры, бухгалтеры, методологи в страховании, руководители компаний)», – сказала Элла Платонова.
Олег Чернозуб, ведущий эксперт-консультант департамента исследований ВЦИОМ, поделился с участниками конференции некоторыми данными двух исследований проведенных в прошлом году: одного – по заказу концерна Bayer, другого – по заказу Федерального института оценки качества образования (ФИОКО). По его словам, в последние два года наши сограждане стали гораздо более весомо оценивать важность хорошего образования. Если в 2014 году средняя оценка (по пятибалльной шкале) была 4,15, то в 2016-ом – 4,56. Однако при этом к качественному уровню самого российского образования люди относятся дольно скептически. Около 56% опрошенных считают его «средним» и 16% – «низким». Еще более критично видят его работодатели – 55% и 28% соответственно.
Милый мой бухгалтер
Людмила Хоружий, президент Института профессиональных бухгалтеров России, руководитель комиссии по профессиональным квалификациям в сфере бухгалтерского учета СПКРФ, обратила внимание на произнесенную ранее реплику Юлии Садыковой об исчезновении с рынка старых профессий, очевидно усмотрев в ней намек на специальность бухгалтера. Напомним, что бурные дебаты вокруг этой темы идут уже два года – после того, как высокий чиновник Минфина имела неосторожность напророчить данной профессии скорую кончину. «Тут прозвучали слова о том, что, по мнению неких исследователей, ряд профессий, в том числе бухгалтера, уйдут с рынка. Но я замечу, что во всех профессиональных дискуссиях уже давно сформировалась единая позиция – никуда профессия наша не исчезнет. Естественно, она трансформируется, станет более технологичной. От низкого уровня (5-6) мы уйдем на 7-8 уровни квалификации. Мы, совместно с СПКФР, уже подготовили актуализацию соответствующего профстандарта», – сказала Людмила Хоружий.
Позднее состоялся круглый стол «Профессиональное образование: назад или в будущее», модератором которого выступил Ян Арт, главный редактор информационного портала Finversia.ru и президент компании Finarty.
Валериана Кабалинова, директор Института повышения квалификации специалистов (ИПКС) Финуниверситета, поддержала коллегу, согласившись с тем, что профессия, безусловно, останется, но претерпит серьезные изменения. «Я из тех, кто начинал работать бухгалтером, когда еще у всех были счеты. Я помню, что когда сделала первый отчет с помощью калькулятора, и это заняло у меня 40 минут, меня потом руководство перепроверяло на счетах. И на это ушло 7 часов», – вспомнила Валериана Кабалинова. Солидарность в защите бухгалтерской профессии проявил и Игорь Журавлев, представитель британского Института финансовых аналитиков (Institute of Financial Accountants) в России и СНГ.
Также в ходе конференции Валерия Иванова, директор Барнаульского филиала Финуниверситета, рассказала о деятельности этого подразделения вуза, в том числе в сфере развития системы НОК. А Татьяна Шемякина, исполнительный директор НП «РусРиск», профессор Государственного университета управления, выступила с докладом «Роль компетентностного подхода в профессиональной подготовке кадров».
В свою очередь Татьяна Иоффе, директор Палаты налоговых консультантов, высказала критическое отношение к реформе, связанной с построением национальной оценки квалификаций, в принципе. По ее словам, это является попыткой государственного регулятора вмешаться в систему, которая в рыночной экономике должна быть саморегулируемой. По ее словам, за образец нужно брать немецкую систему дополнительного образования, где прямыми интересантами и заказчиками новых и «усовершенствованных» кадров являются работодатели.
Москва.
обсуждение