При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Участники практической конференции «Экосистема PAY: вызовы и возможности для банков», которую организовало «Банковское обозрение», поделились друг с другом первым опытом запуска Apple Pay и Samsung Pay в России.
Купил, наверное, резину на зиму…
Вокруг новомодных технологий оплаты товаров и услуг через телефон множество восторгов, но также много и мифов. Пока лишь несколько банков подключились к Apple Pay и Samsung Pay – остальные присматриваются. Одним из мифов, в частности, является мнение, что средний чек по транзакции через эти платёжные системы невысок, а банки устанавливают верхний потолок на сумму транзакции.
- Разрешите провести быстрый тест? - спросила у ведущего конференции Татьяна Ярмола, директор по продуктам и проектам Альфа-Банка, - Как вы думаете, каковая была максимальная сумма транзакции по Apple Pay и Samsung Pay?
- 2 тыс., 200 тыс., 800 тыс., 999 тыс., миллион – раздались голоса…
- Правильный вариант ответа – 5 млн рублей. Платёж был из автосалона. Уж не знаю, новый автомобиль человек покупал или зимнюю резину поставил, - пошутила представительница Альфа-Банка.
По её словам, Альфа-Банк не взимает дополнительные комиссии с клиента за использование «пэев». Не было повышения тарифов и по эквайрингу.
- Мы наблюдаем, как это сейчас модно говорить, конверсию. Клиенту нравится пользоваться этими платёжными системами, и он более охотно начинает пользоваться нашими другими продуктами, - рассказала секрет успеха Татьяна Ярмола и привела интересную статистику по первым результатам внедрения «пэев»:
Три четверти составляют мужчины, средний возраст – 33 года. По доходным сегментам нельзя сделать какого-то определённого вывода - Apple Pay и Samsung Pay установили понемножку все – и клиенты с высокими остатками и оборотами и, условно, студенты.
- Единственный перекос - по полу. Я могу объяснить это лишь тем, что женщины таскают с собой сумочки, где есть и кошельки и специальные визитницы для скидочных карт. А у мужчин вместо сумочки карман в брюках, в пиджаке. И, видимо, мужчины первыми пытаются решить эту проблему – носить с собой как можно меньше, - объяснила представительница Альфа-Банка.
О России – с любовью
Дамьен Леклер, руководитель управления развития отношений с обеспеченными клиентами и некредитных продуктов Райффайзенбанка подтвердил, что использование новых способов оплаты вызывает у клиентов «вау-эффект». Райффайзенбанк стал одним из трёх банков в России, который запустил оплату сразу по обеим системам три с половиной месяца назад. За это время клиентами банка совершено более 200 тыс. транзакций. К использованию приложения подключились 9% клиентов категории Affluent (к таковым Райффайзенбанк относит клиентов, чей уровень дохода составляет 200 тыс. рублей в месяц и выше).
В австрийском банке успели провести опрос пользователей «пэев». 80% опрошенных заявили, что считают эти технологии настолько же безопасными и даже более безопасными, чем оплата обычными банковскими картами. 94% ответили, что использование телефона в качестве средства оплаты «понравилось» и «очень понравилось».
Дамьен Леклер, француз по происхождению, прекрасно говорит по-русски. Он не скрывал своего восторга нашей страной:
- Россия во многом более продвинута в финансовых технологиях, чем любая друга европейская страна. Я не перестаю удивляться, как ваш Центральный банк продвигает исследования в рамках блокчейн. Не знаю ни одного ЦБ в Европе, который был бы так открыт к новым технологиям. Знаете, во Франции до сих пор очень распространены чеки, которые люди выписывают в качестве платежа, - поведал представитель Райффайзенбанка.
Что же такое все эти «пэи»?
Тимур Аитов, член комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ и ведущий конференции поблагодарил француза за «тёплые слова» о нашей стране и рассказал собравшимся, что долго не мог найти хоть какую-нибудь статистку по использованию Apple Pay и Samsung Pay в Европе, но все же нашёл – про Лондон:
- Остаётся без ответа главный вопрос: что это такое эти «пэи»? Революция или нет? Apple Pay и Samsung Pay запустились в Великобритании летом 2015 года. 35 тысяч лондонцев ежедневно оплачивают проезд в метро с помощью эти приложений. При том, что пользуются общественным транспортом 13 млн человек. То есть сотые доли процента. Не просчитались ли они?
Собравшиеся банкиры так и оставили этот далеко не риторический вопрос без ответа. Как и ответ на вопрос – чем на само деле являются новые технологии – революцией или эволюцией? Собственно, затруднился с ответом – и это объяснимо – Дмитрий Равкин, генеральный директор «Банковского обозрения»:
- Когда мы затевали это мероприятие, был явный вау-эффект от новых технологий. Но потом заметили, что спрос и интерес к пэям стал проседать, - откровенно признался Равкин и призвал участников говорить больше не об опыте Великобритании, но об опыте скандинавских стран, - Они всё-таки ближе к нам. Хотя бы климатом…
Но об опыте по внедрению продвинутых технологий нашими северными соседями в этот раз не поделился никто.
Samsung ничего не зарабатывает на приложении Samsung Pay
Александр Титов, представитель компании Samsung Electronics в России считает, что пэи – это логическое продолжение и развитие инфраструктуры:
- Теперь компьютеры переместились в карман пользователя. Люди начали понемногу избавляться от кошельков, как когда-то они избавились от фотоаппаратов – теперь фотоаппараты в телефоне.
Титов отказался привести статистику по платежам, но заметил, что они в Samsung регистрируют «большее количество транзакций, чем ожидали»:
- Не можем пока сказать конкретные цифры, статистика не скажет ни о чём, - пояснил представитель Samsung.
По его словам, Samsung ничего не зарабатывает на приложении Samsung Pay:
- Самсунг монетизирует этот сервис через продажи устройств, - рассказал Титов о бизнес-модели и предложил покупать телефоны из топ-ряда, а также из среднего сегмента – там приложение предустановлено.
Дмитрий Тартышев, вице-президент по развитию бизнеса MasterCard Europe, согласился с коллегой: - Это не революция, скорее мы видим поступательное развитие экосистемы платежей. Мы уже пять лет наблюдаем, как происходит развитие бесконтактных платежей.
С докладами также выступили: Павел Тамаров, президент «Союз участников платёжного рынка», Алексей Маслов, заместитель генерального директора представительства японской платёжной системе Japan Credit Bureau (JCB), Павел Рево, вице-президент, начальник управления электронной коммерции банка «Открытие» и Роман Прохоров, глава Ассоциации «Финансовые инновации».
Москва.
обсуждение