Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Оптимизм по разным причинам

Аа +
+2 -0

Ситуацию на долговом рынке 18 октября в столичном отеле Кортъярд Мариотт Центр обсудили участники IV круглого стола «Инструменты финансовых рынков для корпоративного казначейства», организованного компанией Cbonds Congress и Ассоциацией корпоративных казначеев (АКК).

Мероприятие вызвало большой интерес профильной аудитории. Как сообщил Сергей Лялин, генеральный директор группы компаний Cbonds и модератор первой секции, на которой обсуждались инструменты долгового рынка для корпоративного казначейства, на форум зарегистрировалось около 140 делегатов. «Наш традиционный круглый стол – это хорошая возможность для диалога между представителями реального сектора экономики и финансистами», – отметил он.

Владимир Козинец, президент АКК, директор департамента казначейства и управления рисками Рольф Холдинг, также поблагодарил всех собравшихся, которые «вместо того, чтобы наслаждаться последними теплыми осенними днями где-нибудь в парке, предпочли обсудить важные для российской экономики вопросы».

Затем Сергей Лялин обратился к экспертам, сидящим в президиуме, с просьбой прокомментировать ситуацию на долговом рынке, заметив при этом, что сегмент корпоративных облигаций «чувствует себя не очень хорошо» и за первые три квартала 2018 года по объему размещений сократился более чем в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с $1,6 млрд до $1 млрд. «Да, есть новые выпуски высокодоходных облигаций. Но для традиционных корпоратов рынок существенно снизился. Куда в таких условиях они идут за деньгами, что заместило рынок облигаций и чего ждать дальше?», – задал он вопрос коллегам.

По мнению Ростислава Кулака, руководителя департамента по работе с корпоративным сектором Совкомбанка, рынок уже давно созрел для изменений. «До 6 апреля [дата ввода американских санкций против 15 российских госкомпаний и 26 крупных бизнесменов, прим. ред.] рынок шел в тренде 2017 года, но после – «сломался». Но санкции здесь можно расценивать лишь как триггер – рынок и без того ждал коррекции», – отметил представитель банка. В то же время он уточнил, что в большей мере негативную роль санкционный эффект играет как сдерживающий фактор для восстановления рынка, поскольку инвесторы с опаской относятся к возможному ухудшению конъюнктуры. «Но в целом мы даже видим некий позитив в том, что долговой рынок сейчас немного «охладился», в первую очередь, с точки зрения улучшения кредитного качества заемщиков. Хотя, да, конечно, мы немного недозаработали», – продолжил он.

– Немного – это в полтора раза меньше, – напомнил Сергей Лялин.

Алексей Коночкин, заместитель начальника управления рынков долгового капитала компании ВТБ Капитал, в свою очередь отметил, что изменения сегодня происходят на глобальном уровне. «Изменился не только наш рынок. Изменился в принципе мировой рынок. Основные драйверы этих перемен сосредоточены в США, где и политика играет роль, и процентные ставки растут, как обещали. При этом к нам достаточно быстро пришло осознание того, что иностранные инвесторы играют очень большую роль на рынке ОФЗ»¸ – сказал он.

Что касается поведения корпоратов, то они, по словам Алексея Коночкина, ощутив трудности с размещением облигаций, ушли «выбирать свои кредитные лимиты в банках». Он также высказал мнение, что долговой рынок постепенно приходит в равновесие. «Сейчас ситуация, на наш взгляд, нормализуется. Ставки по банковским кредитам и ставки по корпоративным облигациям приходят в соответствие друг с другом, мы видим, что рынок корпоративных облигаций начинает открываться, пошли первые сделки. Все будет хорошо. И достаточно скоро», – заверил эксперт.

Олег Корнилов, исполнительный директор по рынкам долгового капитала Райффайзенбанка, согласился с тем, что рынок может ждать довольно сильное оживление. «Но только в том случае, если не будут введены американские санкции на вложения в российский госдолг. Поскольку макроэкономические показатели неплохие, и есть потенциальный большой интерес инвесторов к российскому долгу», – уточнил он. На случай, если санкции все же будут введены, Олег Корнилов предположил, что рынок «на пару кварталов ждет консервативность, а потом он стабилизируется на более высоком уровне». Пока существует неопределенность, по словам представителя Райффайзенбанка, большинство потенциальных эмитентов не хотят ничего предпринимать, и пока идут за деньгами в банки. «Инвесторы в свою очередь сейчас не готовы идти в бумаги менее ликвидные, чем ОФЗ и первый эшелон», – добавил он.

Ольга Гороховская, управляющий директор, со-руководитель DCM компании Sberbank CIB, предложила искать позитив в существующей статистике. «Если посмотреть на объем рыночных выпусков, то о сократился всего на 4%, то есть это практически статистическая погрешность. Особенно с учетом того, что появляются прекрасные новые дебютные эмитенты. При этом сокращение в основном произошло за счет нефинансового сектора, который упал на 7%, тогда как банки и финансовые институты нарастили объем рыночных выпусков на 5%», – привела данные эксперт. По ее словам, это является косвенным подтверждением того, что долговой рынок продолжает успешно функционировать. «Если не на рынке корпоративных облигаций, то на рынке банковского кредитования наши уважаемые корпораты деньги добирают, и никто никуда не сливается. Все продолжаем работать. Мы все оптимисты. Кто-то – потому что деньги за это платят. Другие – потому, что цифры смотрят. Да, ставки изменились. Сложно привыкнуть к тому, что первый эшелон мог привлекаться под 7%, а сейчас это 9+. Но все мы помним время, когда некие нефтяные компании размещались под 17% в год и никто не жужжал. Будет другая реальность, будут другие деньги, но все равно будет существовать», – сказала Ольга Гороховская.

Выходы есть

Алексей Васильев, заместитель директора департамента Связь-Банка, подтвердил слова коллеги на примере регулярного участия Связь Банка в размещениях краткосрочных облигаций Внешэкономбанка для компаний и корпораций. «Этот продукт пользуется большой популярностью даже на сегодняшнем рынке. Это говорит о том, что даже в сложных условиях можно внедрять достаточно перспективные вещи. Рынок меняется, приспосабливается к новым условиям, на нем появились новые инструменты, которые заменяют или дополняют традиционные. В частности, появились высокодоходные облигации. При этом стало меньше схемных выпусков», – согласился Алексей Васильев с предыдущими спикерами.

Ксения Нефедова, вице-президент Внешэкономбанка, блок финансы и развитие, более детально рассказала об упомянутом коллегой продукте краткосрочных облигаций. Нашей целью было создание привлекательного инструмента для инвестирования коротких ресурсов. И у нас это получилось, он пользуется стабильным высоким спросом. С декабря 2017 года было осуществлено 97 выпусков на общую сумму более 700 млрд рублей», – рассказала Ксения Нефедова.

С позиций корпоративных казначейств Владимир Козинец отметил два ключевых фактора, которые в сложившейся сейчас ситуации неопределенности, по его мнению, влияют на рынок долгового фондирования. «Первое – это то, что сейчас действительно внедряются новые инструменты. В частности, Московская биржа начала делать понятые и интересные программы для корпоратов. Появились высокодоходые облигации, о которых сейчас все говорят почему-то исключительно в увязке с эмитентами с малой капитализацией, но, на мой взгляд, есть хорошие перспективы для использования этих бумаг и крупными компаниями на рынке ликвидности, межкорпоративном в том числе. Второй фактор – с началом всей этой котовасии, связанной с введением санкций, банки довольно сильно зажались по кредитным делам – стали тяжелее проходить кредитные комитеты, начали предъявляться более жесткие требования к залогам. Это подталкивает корпоратов к более внимательному отношению к DCM», – сказал Владимир Козинец.

Интересный процент

Тема высокодоходных облигаций стала отдельным блоком круглого стола. Сергей Лялин заметил, что четкого определения для таких бумаг сейчас не существует. «Кто-то говорит о бумагах с доходностью от 12%, кто-то выше. На мой взгляд, минимальный порог должен проходить на уровне 14%, объемы размещения займов могут быть и 20 млн рублей, и 50 млн, максимум – до 1 млрд, сроки – короткие»¸– отметил глава компании-организатора форума. Если год назад, по словам Сергея Лялина таких заемщиков было не более пяти, то сейчас их порядка 20, то есть тема высокодоходных облигаций стала определенным трендом.

Более подробно об этом виде бумаг рассказал Андрей Буш, руководитель управления инвестиционно-банковских услуг ИФК Солид. Он констатировал, что данный сегмент в последнее время показывает устойчивый рост, хотя на фоне всего рынка и выпусков больших корпораций еще очень малозаметен. При этом в зависимости от подходов к определению понятия высокодоходных облигаций объемы сегмента колеблются от 3 млрд рублей до 120 млрд в год. «Есть довольно серьезные качественные изменения. Если еще в прошлом году основными игроками на этом рынке были крупные компании, которые испытывали серьезные финансовые затруднения, то сейчас на него все активнее выходит малый и средний бизнес, которые по той или иной причине хочет присутствовать на открытом рынке», – сказал Андрей Буш. К примеру, по его словам, это может быть предприниматель, у которого есть стабильный денежный поток и хорошая бизнес-модель, но нет активов для залога, без чего он не может получить кредит в банке. Также это могут быть компании, которые готовятся к IPO, хотят иметь публичную кредитную историю. В 2018 году, как сообщил эксперт, в обращение вышло 17 выпусков высокодоходных облигаций. «Появляются и инвесторы, которые покупают такие бумаги, в том числе институциональные, хотя с их стороны спрос еще очень аккуратный», – добавил Андрей Буш.

– Это каким же бизнесом нужно заниматься, чтобы иметь доходность от 14% и выше? Наркотики. Оружие, – спросила Ольга Гороховская.

Впрочем, ее коллеги из банков оказались более лояльны к высокодоходым облигациям, и объяснили, что сейчас достаточно много бизнесов современных форматов в сфере ритейла, фармацевтики и пр. имеют достаточно высокую рентабельность.

Тем не менее, банкиры пришли к единогласному выводу, что покупка высокодоходных облигаций пока не вписывается в их стратегии. «Блоки, ответственные в банках за риски, сейчас не настроены на работу с такими бумагами. Их рынок еще очень мал для того, чтобы сформировать большой нормальный розничный портфель. Нужно хотя бы не менее 50 эмитентов», – резюмировал общее мнение Алексей Коночкин.

Две последующих секции, которые назывались «Хеджирование процентного и валютного рисков в корпорациях» и «Денежный рынок для корпоративного сектора» имели в большей мере прикладной характер. С докладами на них выступили Константин Васильев, партнер, заместитель генерального директора Cbonds, Сергей Михеев, руководитель департамента по работе с институциональными клиентами БКС Брокер, Артем Зотов, начальник отдела клиентских операций управления валютных и процентных рынков Банка Открытие, Антон Баронин, заместитель начальника управления по работе на рынках деривативов BCS Global Markets, Александр Смирнов, руководитель по корпоративным финансам и казначейству МТС, Елена Тишакова, независимый эксперт, Сергей Титов, директор департамента денежного рынка Московской Биржи, Алексей Капускин, руководитель группы управления казначейскими продуктами компании Рольф Холдинг, Роман Понкращенков, заместитель директора департамента казначейства и бюджетирования Объединенной авиастроительной корпорации.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)