При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Традиционная ежегодная конференция «Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований российского законодательства по ПОД/ФТ», организованная Ассоциацией российских банков, прошла 15 мая в Mariott Grand Hotel.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян в своём приветствии затронул ряд актуальных проблем, в том числе тему влияния санкций на банковский сектор. «Мы должны быть сдержанными и взвешенными, несмотря на то что санкции, конечно, вызывают удивительную аллергию», - сказал глава АРБ.
От формы к качеству
Заместитель председателя Банка России Дмитрий Скобелкин напомнил о ряде изменений в 115-ФЗ, которые дадут возможность отказаться от формальных показателей и сконцентрироваться на оценке качества мер по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Зампред ЦБ сообщил, что с 2013 по 2017 годы объём незаконного вывода денежных средств за рубеж снизился более чем в 20 раз. Уменьшается и объём сомнительных транзитных операций, которые предшествуют выводу средств за рубеж.
Одна из важных практик заключается в аннулировании отказов в предоставлении банковского обслуживания. По словам Дмитрия Скобелкина, за последние полгода аннулировано более семи тысяч отказов, связанных с отсутствием необходимых документов. За этот период «реабилитировано» около четырёх с половиной тысяч клиентов. Законодательно закреплён механизм такой «реабилитации».
В заключение своего выступления Дмитрий Скобелкин попросил банки серьёзно отнестись к мероприятиям, связанным с деятельностью FATF.
Оценка рисков и новогодний подарок
Статс-секретарь – заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павел Ливадный сообщил, что нормы 115-ФЗ могут вступить в противоречие со стандартами FATF.
- Наша основная задача – доказать преимущество нашей системы, направленной на предотвращение отмывания средств, - отметил чиновник.
Он добавил, что специалистов FATF главным образом интересует вопрос оценки рисков. В РФ проводится национальная оценка рисков, отраслевая оценка рисков и, наконец, оценка рисков каждой финансовой организации. «Оценка рисков является краеугольным камнем оценки эффективности финансовой организации», - считает Павел Ливадный.
Федеральный закон 482-ФЗ об удалённой биометрической идентификации, подписанный президентом 31 декабря, он назвал «новогодним подарком» финансовому сектору. Заместитель директора Росфинмониторинга призвал не забывать, что многие государства столкнулись с проблемой дискредитации идентификационных данных. Например, Индия, где 300 миллионов записей были дискредитированы из-за человеческого фактора.
- Вопросы безопасности в данной сфере, в том числе идентификация электронных устройств, должны стать приоритетными как для Банка России (я думаю, это так и есть), так и для специальных служб Росфинмониторинга, - высказал свою точку зрения Павел Ливадный.
Есть и другой важный законопроект, позволяющий организациям, входящим в группу компаний, удалённо идентифицировать клиентов, первичную идентификацию которых провела другая организация данной группы.
«Банки активно работают на профиле противодействия терроризму, за что надо сказать спасибо. К работе на профиле противодействия распространению оружия массового поражения прошу отнестись так же серьёзно», - обратился к представителям кредитных организаций Павел Ливадный.
Гарегин Тосунян заявил о необходимости соблюдать золотую середину между превентивным контролем нарушений и пост-реагированием. «Наверное, неправильно считать, что у каждого бомба», - сказал он.
По мнению президента АРБ, банки находятся между молотом и наковальней – между санкциями, с одной стороны, и законопроектом об уголовной ответственности за исполнение в России санкций Запада, с другой стороны.
- Я думаю, что законопроект будет скорректирован, - прокомментировал Павел Ливадный. – Этот документ может быть прочитан по-разному. Когда я его читал, у меня сложилось впечатление, что он будет применяться против организаций зарубежных юрисдикций. Но не исключено, что отдельные сотрудники правоохранительных органов будут применять его и против российских компаний. Я думаю, что законопроект будет скорректирован в сторону большей конкретности.
Налоги и биометрия
Евгений Те, начальник межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №9, обратил внимание на существенные законодательные изменения в 134-ФЗ, затрагивающие перечень сведений, составляющих налоговую тайну. Теперь к ним не относятся сумма налоговой задолженности, сумма уплаченных налогов, среднесписочная численность организации. «В том числе, будет размещаться информация о привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений. С 1 июня 2018 года такая информация будет являться общедоступной. Для этой цели разработан сервис «Прозрачный бизнес», который также будет доступен с 1 июня 2018 года». Данные будут обновляться каждый год.
Владимир Голишевский, заместитель начальника управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России, осветил вопрос взаимодействия с другими государствами в сфере обмена финансовой информацией о налогоплательщиках.
Иван Беров, директор по цифровой идентичности Ростелекома, в очередной раз рассказал о параметрах проекта Единой биометрической системы (ЕБС).
«Процедура включает не только подтверждение личности клиента, но и использование инструментов цифрового согласия. Никакого бумажного согласия для использования персональных данных не требуется», - отметил Иван Беров.
По словам Ивана Берова, «огромное количество банков начинают присоединяться к проекту, отвечая для себя на вопрос, для чего это необходимо».
Расслабиться и забыть?
Доклад Сергея Юдинцева, председателя правления ИНБАНКа, назывался «Возможности для усовершенствования механизма оценки состояния внутреннего контроля (ПУ 5) в рамках модернизации системы дифференцированных страховых взносов АСВ».
- Особую пикантность этому вопросу придаёт очень широкая амплитуда субъективных оценок и человеческого фактора, - начал Сергей Юдинцев. – И возможности для ошибки, и цена ошибки становится очень большой. Для нас с вами это создаёт так называемые регуляторные риски, которые практически невозможно прогнозировать.
ИНБАНК был вынужден заплатить штраф за ошибку в правилах внутреннего контроля в размере 65 млн рублей, что составило 50% прибыли за 2017 год.
Сергей Юдинцев подчеркнул, что банки дезориентированы в нормативной базе, касающейся ПОД/ФТ, а эффективный канал взаимодействия с регулятором отсутствует. Необходимо дать возможность банкам получать ответы на свои вопросы, считает председатель правления ИНБАНКа.
– Мы понимаем, что есть некоторые проблемы в системе оценки банков. Готовится документ, вводящий некоторые изменения в систему оценки, - прокомментировал выступление банкира Дмитрий Скобелкин.
- Что мне дальше с этим делать? Я заплатил 65 миллионов рублей. Мне расслабиться и забыть о них? Или возможен дальнейший диалог? Все мои письма остались без ответа, или на них были даны формальные ответы, - сказал Сергей Юдинцев.
- Я посмотрю всю переписку по этому вопросу, постараемся до вас информацию довести, если это будет необходимо, - ответил Дмитрий Скобелкин.
- Я подчеркну, что Сергей Юрьевич не единственный, кто столкнулся с подобной проблемой, - добавил Гарегин Тосунян.
Выступавшая следом заместитель директора Росфинмониторинга Галина Бобрышева выразила надежду, что зарубежные эксперты смогут оценить эффективность российской антиотмывочной системы. В то же время, она отметила необходимость «не останавливаться на достигнутом».
Комплаенс – это дорого
Юрий Кормош, первый вице-президент АРБ, модерировал вторую сессию.
Заместитель директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский отметил, что последние законодательные изменения не носят революционного характера, но обязывают обратить на себя внимание. Исключением является разве что 90-ФЗ, посвящённый новой тематике – противодействию распространения оружия массового поражения. Этот документ обязывает кредитные организации вводить новые процедуры.
- Давно назрела идея реформирования института обязательного контроля. Он свою актуальность потерял, - признал Илья Ясинский.
Вице-президент АРБ, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН Лариса Санникова сместила ракурс обсуждения в сторону цифровых активов. Она напомнила, что в Госдуму внесены два законопроекта на эту тему.
- Такая законодательная активность в данном направлении удивляет. Такое ощущение, что мы пытаемся быть впереди планеты всей, - сказала Лариса Санникова. – Нужно создавать такое регулирование, которое будет учитывать будущее, а не настоящее. Кроме того, невозможно создание соответствующего законодательства без учёта требований ПОД/ФТ, чего мы как раз в данный момент не видим.
Глава региона Россия, СНГ и Монголия компании SWIFT Екатерина Калинина сообщила, что банки тратят порядка 8 млрд долларов на комплаенс.
- 15-20% затрат на ведение банковского бизнеса относится к части комплаенса. И стоимость этой части затрат имеет тенденцию к увеличению, - описала ситуацию эксперт.
Доклад руководителя направления WhyHappen Елены Козиной был посвящён кросс-канальной аналитике как значимому фактору в решении задач ПОД/ФТ.
Инна Родригес-Вальина, председатель Комитета АРБ по ПОД/ФТ и комплаенс рискам, отметила:
- Специалист по комплаенс – это универсальный солдат. Он должен не просто уметь отправить отчётность в Росфинмониторинг. Комплаенс – это и перечень экстремистов, и борьба с обналичниками, и блокирование сомнительных операций…
Елена Куприянова, руководитель направления комплаенс SAS Россия/СНГ, рассказала о возможностях автоматизации соблюдения требований ПОД/ФТ.
Заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Владимир Шикин рассказал об альтернативных путях использования кредитного отчёта.
Маргарита Старостина, старший консультант КПМГ, напомнила об основных требованиях российского законодательства в рамках исполнения Common Reporting Standart (CRS).
Москва.
обсуждение