При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Эксперты из Института экономики роста им. Столыпина П.А., Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и «Деловой России» проанализировали бюджет страны на ближайшие три года.
Презентация экспертного заключения экономистов состоялась в Москве в офисе бизнес-омбудсмена Бориса Титова 23 октября 2017 года. Основной доклад представил Александр Широв, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН).
На стадии роста правительство начинает сберегать
Основная, как говорят специалисты, новелла нынешнего закона о государственных расходах на предстоящие три года – бюджетное правило про $40 за баррель. Это означает, что доходы от продажи нефти и газа, полученные правительством, свыше этой цифры будут направляться в Резервный фонд.
- То есть, на стадии восстановления экономического роста бюджет эту динамику сдерживает напрямую. А на словах министры и руководство страны постоянно говорят о необходимости опережающего общемировые темпы роста (более 3,6%). Сложно понять эту логику. Потому что только в обрабатывающей промышленности каждый пятый занятый работает либо неполную неделю, либо с урезанным содержанием. То есть у экономики есть все возможности расти быстрее, - озвучил главную претензию Широв.
В реальном выражении сокращение объёмов расходов в 2018-2020 годах составит, по его оценкам, 9,5%.
Логика сокращения расходов создателей нынешнего бюджета состоит в том, что участие государства в финансировании экономики должно ограничиваться, что даст стимул для участия уже бизнеса.
- Я в это не верю, потому что если основной участник в экономической жизни страны демонстрирует такое поведение, то это автоматически транслируется на бизнес, - заметил Широв.
Из положительного, что есть в плане бюджета, экономист отметил существенное повышение зарплат отдельным категориям квалифицированных кадров – учёным, врачам и так далее. То, что государство отдаёт долги, конечно, хорошо, но экономика не может позволить себе именно сейчас такую нагрузку. А кроме того, увеличение потребления не будет иметь желаемых эффектов, так как даже нынешнее оживление кредитования и рост объёмов розницы связано, по мнению экономиста, с отложенным спросом.
Стратегическая проблема бюджета в том, что он должен хотя бы нормализовать спрос – о стимулировании спроса даже речи пока не идёт.
- Потому что спрос искусственно зажат нынешней денежно-кредитной политикой и бюджетной политикой, - считает Широв и оценивает суммарные потери ВВП от «неправильного» бюджета в 2,3% ВВП или в 2,5 трлн рублей.
«Чёрная дыра»: «социалка», оборонный НИОКР и госаппарат
Помимо расходов на «социалку» (1 трлн рублей), не способны стимулировать экономический рост расходы на оборонный НИОКР и расходы на содержание государственного аппарата. С НИОКРом не всё так просто. Во-первых, государство навёрстывает упущенное в финансировании научно-исследовательских работ, а, во-вторых, эта статья расходов напрямую связана с национальной безопасностью. Многие проблемы можно было бы решить импортом, однако из соображений национальной безопасности приходится делать всё самим, в иных случаях даже «с нуля».
В ИНП РАН не считают, кстати, это неэффективными тратами, но говорят, что всё дело в пропорциях расходов.
Откуда у министров такой параноидальный страх дефицита бюджета?
Всё дело в «наследии 90-х годов»
- Люди, которые управляли экономикой в конце СССР имели бэкграунд войны. Ровно поэтому они вбухивали ресурсы в оборонку, даже если это и было излишним. А те люди, которые управляют экономикой сейчас, имеют бэкграунд 90-х годов. То есть разрухи, гигантских долгов. И их можно понять.
- Нужна администрация роста, нужно создать штаб реформ, - предлагает свой рецепт Борис Титов, бизнес-омбудсмен и сопредседатель партии «Деловая Россия».
По его словам, зря Минфин боится наращивать заимствования.
- Тем более есть источники фондирования. Те, кто пришёл сюда за кэрри-трейдом и россияне. Люди у нас, к сожалению, верят в МММ, криптовалюты, но могли бы покупать государственные бонды. Только нужно решить вопрос с валютными рисками.
…и в росте налогов
Кирилл Никитин, глава комитета по бюджетной и налоговой политики «Деловой России» остановился на повышении налогов в трёхлетнем бюджете. В частности, планируется повышение акцизов, ставки водного налога в 1,7-2 раза, платы за использование лесов в 2,17-2,62 раза, платы акватории поверхностных водных объектов в 10 раз, а также введение новых сборов: утилизационного сбора со средств производства и инвестиционного сбора с морских портов.
- Хотя на словах, как мы знаем, нам постоянно обещают, что никакого повышение налоговой нагрузки не будет, - подчеркнул Никитин.
Москва.
обсуждение