При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Эксперты из рейтингового агентства «Эксперт РА», Высшей школы экономики и МГУ в ходе вебинара обсудили риски сворачивания мер государственной поддержки в будущем году, почему не растут инвестиции и как повлиял коронакризис на кредитный цикл.
Ставки падают вместе с кредитами
С 2016 года в России наблюдается феномен: кредиты экономике сокращаются, несмотря на падающие ставки. Коронакризис усилил эту тенденцию: в ближайшее время банки продолжат ужесточать условия кредитования.
– В учебниках написано, что если вы режете ставки, то банкиры начинают раздавать кредиты и экономика оживает. К сожалению, учебники содержат не всю мудрость знаний. Не всё так просто, – заявил, открывая встречу, Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА».
Коронакризис отразился на экономике двояко, считает эксперт: одновременное смягчение условий для одних заёмщиков и ужесточение – для других:
– Те компании, у которых ухудшилось кредитное качество, могут рассчитывать только на государственную поддержку.
Ситуация не меняется, несмотря на бурный рост облигационного рынка в этом году. По словам Табаха, успешно занимают через долговой рынок только крупные и качественные эмитенты.
В 3-м квартале 2020 года в стране наблюдалось некоторое оживление кредитования, главным образом, благодаря государственной поддержки бизнеса – кредитным каникулам, льготным и невозвратным кредитам.
– Однако их долгосрочный вклад в восстановление кредитного цикла пока ещё под вопросом. Кроме того, данные по кредитной активности искажены введённым мораторием на банкротство: после его отмены часть существующей задолженности будет списана, – предупреждает представитель рейтингового агентства.
Экономический кризис, вызванный пандемией, только усилит факторы, ограничивающие инвестиционную активность в этом году и на протяжении следующих нескольких лет. Собственные средства компаний сократятся вслед за снижением прибылей, финансовая устойчивость компаний также ослабеет, что приведет к высоким ставкам по займам, ограниченным срокам и объемам, а также дополнительным залоговым требованиям, считают в «Эксперт РА».
«Экономический кризис, вызванный пандемией, только усилит факторы, ограничивающие инвестиционную активность в этом году и на протяжении следующих нескольких лет», – Антон Табах, «Эксперт РА»
Реальные инвестиции стагнируют с 2018 года
Другая болезнь нашей экономики – слабая инвестиционная активность.
Анастасия Подругина, преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «ВШЭ», напоминает, что реальные инвестиции стагнируют, начиная с 2018 года. Среди причин эксперт называет высокую стоимость заёмного капитала.
– Вместе с тем, эти ставки являются отражением качества заёмщиков – банки, таким образом, увеличивают свою премию за риск, – добавила Анастасия Подругина.
По её словам, инвестиционная активность к концу 2019 года практически восстановилась после спада, вызванного кризисом 2014 года. Однако уже в 2019 году рост инвестиций в основной капитал начал замедляться:
– В первом полугодии 2020 года сглаженный индекс реальных инвестиций с учётом сезонности снизился на 8,1 процентных пунктов.
Главным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются собственные средства компаний. Причём в последние годы доля этих средств выросла с 45 до 55%. Около 10% инвестиций приходится на банковские кредиты.
Дмитрий Лепетиков, руководитель Центра исследования финансовой инфраструктуры экономического факультета МГУ, в свою очередь, заявил, что бизнесу «сейчас не до инвестиций»:
– Бизнес сейчас думает над тем, как продержаться, как восстановить спрос на свои товары и услуги.
«Бизнес сейчас думает над тем, как продержаться, как восстановить спрос на свои товары и услуги. Ему сейчас не до инвестиций», – Дмитрий Лепетиков, МГУ
Эксперт обратил внимание, как сильно в 3 квартале нынешнего года выросли объёмы средств на счетах юридических лиц. Это свидетельствует о том, что компании закрывают депозиты и создают подушку ликвидности, готовясь к продолжению кризиса:
– Я верю в наш бизнес, он прошёл столько кризисов, а потому он закалённый. Считаю, что бизнес справится и с этим кризисом.
Дмитрий Лепетиков считает, что государству следует не спешить со сворачиванием мер поддержки бизнеса:
– Окончание мер поддержки приведет к падению спроса. Сворачивать меры поддержки следует тогда, когда будут естественные сигналы о его восстановлении. Кроме того, ни у кого нет уверенности, что вслед за Covid-19 не придёт Covid-20 и так далее.
Антон Табах считает, что восстановление будет идти медленнее, чем могло бы быть:
– Ситуация будет развиваться в рамках инерционного сценария. При этом сегрегация на хороших и плохих заёмщиков будет только возрастать.
Москва.
обсуждение