При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Быть ли доверительной среде на рынке банковских услуг, какой должна быть оптимальная регуляторная нагрузка на различные группы банков, как обеспечить эффективный допуск кредитных организаций к государственным программам финансирования и субсидирования? Эти и другие вопросы обсуждались 29 марта в гостинице Radisson Collection Moscow в рамках XXI Всероссийской банковской конференции «Банковская система России 2019: пропорциональное регулирование и практика его применения», организованной Ассоциацией банков России (Ассоциацией «Россия»).
Модератор первой секции, которая была посвящена теме совершенствования регуляторной среды и надзорного процесса в сфере банковской деятельности, Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, сразу обозначил проблему, связанную с ограниченным доступом к банковскому финансированию предприятий нефинансового сектора, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). «Когда сегодня у бизнеса спрашиваешь, с какими главными трудностями он сталкивается, то очень многие жалуются на недоступность финансовых ресурсов, особенно для МСП. Банкиры, в свою очередь ссылаются на слишком жесткое регулирование, которое дестимулирует кредитование нефинансовых организаций. Но нужно находить какой-то баланс интересов», – сказал депутат. Он согласился, что регулирование должно быть направлено на обеспечение стабильности финансовой системы, но уточнил, что при этом нельзя забывать о функциях, стимулирующих развитие экономики. «ЦБ и институтам государственной власти все же нужно находить какой-то баланс, который позволить обеспечить низкорисковое или относительно низкорисковое кредитование. Да, с одой стороны мы имеем стабильную финансовую систему, экономический рост. Но с другой стороны, этот рост у нас в два раза ниже, чем среднемировые темпы», – продолжил Анатолий Аксаков. Он также акцентировал внимание на том, что с малым бизнесом, особенно в регионах, работают именно небольшие банки с базовой лицензией, и им необходимо обеспечить равноценную с крупными кредитными организациями доступность к государственной поддержке.
Финансовые власти ослабят гайки?
Алексей Моисеев, заместитель министра финансов РФ, сравнил процесс поиска баланса, о котором говорил Анатолий Аксаков, с маятником. Он совершил краткий экскурс в недалекую историю банковской системы, и перечислил периоды, когда ей то приходилось давать дополнительную ликвидность, то решать проблему ее избыточности. При этом он сообщил, что вопрос с доступа банков к государственной помощи сейчас находится в активной стадии рассмотрения. В частности, Минфин РФ может изменить требования по доступу к средствам Федерального казначейства, отменив условия по размеру капитала, что, по мнению замминистра, является очень серьезным шагом. «Федеральное казначейство для нас – это священная корова. Остальные для нас тоже священные, но не такие священные, как Федеральное казначейство», – сказал он. При новом подходе лимиты будут повышены, в частности для средних банков, для банков, которые «не имеют достаточно капитала, но имеют высокий рейтинг», что, по сути, будет значить введение новой шкалы по рейтингам. Таким образом, по словам Алексея Моисеева, количество банков с допуском к средствам госказны увеличится примерно в 1,5 раза.
– Во многих банках, которые сегодня встали на путь оздоровления говорят, о том, что требования по одновременному формированию больших дополнительных резервов и повышенных отчислений в систему страхования вкладов, очень сильно ограничивают их возможности. Может быть, нам найти компромиссное решение, для банков, которые готовы встать на здоровую основу, улучшить качество своих активов. Но это ведь требует времени и ресурсов, – обратился модератор к следующему выступающему – Ольге Поляковой, заместителю председателя Банка России.
На что она сообщила, что в ЦБ сейчас рассматривают возможность снизить уровень отчислений банков, которые попали под ограничения регулятора и занимаются самооздоровлением. «Что касается повышенных взносов. Да, есть некий дисбаланс в этом. Банк согласен и понимает, что те риски, которые он принял, повышенные, у собственника есть готовность решить вопрос с оздоровлением своими силами, но повышенные отчисления не позволяют сделать это быстро. Однако закон есть закон. Это плата за то, что в свое время соответствующие риски были недооценены. Тем не менее, сейчас мы рассматриваем вопрос о том, чтобы диверсифицировать подходы на справедливой основе, независимо от размеров банков», – сказала она.
Кроме того, она рассказала, что ЦБ «услышал все предложения банков с базовыми лицензиями» и многие из них уже учтены в нормативных актах регулятора, которые сейчас готовятся к выпуску.
Алексей Лобанов, директор департамента банковского регулирования Банка России, рассказал о том, что ЦБ РФ делает «для облегчения участи банков с базовой лицензией». Он подчеркнул, что у таких банков не было ни одного отзыва лицензии. «Более того, на днях был зарегистрирован новый банк (речь о казанском «Банке 131», прим. ред.). И это банк с базовой лицензией», – сказал представитель ЦБ. По его словам, подчиненное ему подразделение уже третий год просчитывает жизнеспособные модели для банков с базовой лицензией, и совсем скоро пообещал принятие регулятором соответствующих решений.
Цифры и тенденции
Ольга Полякова также рассказала об итогах работы российской банковской системы за первый квартал 2019 года. По ее словам, на сегодняшний день в стране действует 478 кредитных организаций, 147 из которых – банки с базовой лицензией, 288 – с универсальной лицензией (включая 11 системообразующих). Еще 43 – небанковские кредитные организации. «Здесь отмечу, что рейтинги, про которые говорил замминистра финансов, на сегодня имеют 227 банков, из них только 18 – с базовой лицензией».
Совокупная прибыль банков за первые два месяца составила 445 млрд рублей против 178 млрд за аналогичный период прошлого года. Ольга Полякова уточнила, что такая разница обусловлена новыми методиками оценки в соответствии с переходом на использование 9 стандарта МСФО, и призвала банки адекватно относиться к цифрам.
Процентный доход остается основным источником банковского капитала. Однако в последнее время многие организации пробуют переориентироваться на транзакционный бизнес, на выдачу гарантий. «Увеличиваются объемы гарантий на балансах. У некоторых они уже в десятки раз превышают размер капитала. Тем, кто решил перестроить свои модели соответствующим образом, нужно выстраивать систему внутреннего контроля по ФЗ-115», – предупредила Ольга Полякова.
Первые два месяца 2019 года с положительным финансовым результатом закончили 353 кредитных организации (73% от общего количества). По словам представителя ЦБ, это больше, чем в прошлом году. При этом убыточными оказались 116 банков. «Беспокоит то, что среди них есть те, кто уже третий год подряд живет с отрицательным финансовым результатом. Мы с собственниками таких организаций очень предметно разговариваем, узнаем, как они планируют изменяться, готовы ли вкладываться в развитие. Но бывает, что и стратегии нет, и собственники – непонятно кто, и пытаются напоследок перед уходом с рынка заработать. И такие факты бывают», – сказала Ольга Полякова.
Основной текущей тенденцией, по словам зампреда ЦБ РФ, является рост розничного кредитования, объемы которого за прошедшие с начала года месяцы выросли на 2,6%. При этом она заострила внимание банкиров на том, что регулятор очень сильно озабочен вопросом минимизации рисков населения на фоне этого роста и будет внимательно следить за ситуацией. Она напомнила, что уже приняты соответствующие решения о повышении надбавок коэффициента риска в зависимости от полной стоимости по необеспеченным кредитам и о повышении коэффициентов риска по ипотечным кредитам с первоначальным взносом менее 20%.
Также она предостерегла банки от недобросовестной практики привлечения депозитов. «Средства физлиц на сегодняшний день являются для банков основным источником фондирования. Многие в этой связи для привлечения клиентов анонсируют повышенные рекламные ставки. С нашей точки зрения, это не вполне добросовестная конкуренция. Но это не совсем наш вопрос. Нам важно, чтобы, в первую очередь, потребителю была раскрыта реальная процентная ставка. Соответствующее письмо ЦБ было направлено во все кредитные организации. А тем, кто действительно идет на такой решительный шаг, как реальное повышение ставки по депозитам, я хочу напомнить о процентном риске».
Ольга Полякова также отметила, что темпы кредитования нефинансовых организаций значительно отстают от розницы – в январе-феврале они составили 1,4%. «Согласна с тем, что кредитная политика банков на сегодняшний день является очень осторожной. К сожалению, большинство даже крупных заемщиков имеют высокую долговую нагрузку. И здесь не регулятор виноват, а те неадекватные подходы, когда организации принимали на себя те или иные объемы кредитного риска», – сказала она.
По ее словам, качество кредитного портфеля по итогам двух первых месяцев 2019 года ухудшилось, просроченная задолженность по корпоративному сектору выросла на 7,9%, по рознице – на 5,4%.
Елизавета Данилова, директор департамента финансовой стабильности Банка России, в свою очередь отметила, что совокупный уровень долговой нагрузки населения сейчас составляет 9,9%, что близко к историческому максимуму, установленному в 2014 году, когда он равнялся 10,4%. Такая ситуация в значительной степени обусловлена ростом необеспеченного потребительского кредитования. В связи с этим Банк России рассматривает возможность введения надбавок к коэффициентам риска на основе показателя долговой нагрузки (ПДН) с 1 октября 2019 года. Наряду с уже принятым решением по повышению надбавок к коэффициентам риска в зависимости от полой стоимости кредита, которые вступят в силу с 1 апреля.
Ольга Сергеева, начальник управления контроля финансовых рынков ФАС РФ, отметила, что банковский рынок по многим направлениям является высококонцентрированным, где большая роль принадлежит государственным и квазигосударственным банкам, что противоречит одному из основных постулатов, декларируемых государством в части развития конкуренции. А именно, снижение госучастия хозяйственной деятельности рыночных институтов.
Олег Лаврушин, профессор, руководитель департамента финансовых рынков и банков Финансового университета при правительстве РФ, отметил, что с точки зрения экономической науки переход к дифференцированному банковскому регулированию стал совершенно правильным. В то же время он отметил, что преодолеть целый ряд проблем это пока не позволило. «Проблем много. Роль банков в увеличении ВВП не на должном уровне, кредитный портфель содержит значительную проблемную часть», сказал он. При этом Олег Лаврушин заметил, что при правильном подходе рост кредитования, который российский регулятор сегодня рассматривает как фактор инфляционного риска, можно направить, напротив, на сдерживание роста цен.
Стройка встанет из-за банков?
Следующая сессия началась с эмоционального выступления Никиты Стасишина, заместителя министра строительства и коммунального хозяйства РФ. Модератор Олег Иванов, сопредседатель комитета по инвестиционным банковским продуктам Ассоциации банков России, попытался было связать грядущий с 1 июля 2019 года переход жилищного строительства на проектное финансирование с темой новых открывающихся возможностей, в том числе для банков. Однако чиновник из Минстроя практически сразу заявил, что банки чуть ли не саботируют переход стройки на новую систему финансирования. «Те сигналы, которые приходят к нам из регионов они нас, мягко говоря, пугают. Реальные сроки рассмотрения заявок в банках превышают 100 дней. Банки конкурируют между собой не условиями проектного финансирования, а количеством запрашиваемых документов. Я бы хотел обратить внимание, что задача по переходу на счета-эскроу и проектное финансирование – это задача, поставленная президентом. Это не наша прихоть», – сказал Никита Стасишин.
По его словам, «в стройке сегодня только жилья находится 132 млн кв. м». Из них как минимум 40% не попадет под критерии проектов, которые будет разрешено по уже выданным разрешениям достраивать по старым правилам. «Это не меньше 30 млн кв. м. Вы посчитайте, какое количество кредитных комитетов вам нужно будет провести, чтобы у нас не встало жилищное строительство после 1 июля. <…>. Около 4 тыс. комитетов. А вы, в лучшем случае, 1-2 в неделю проводите по жилью», – продолжил замглавы Минстроя.
Он предупредил, что если разрыв в финансировании у застройщиков будет больше 2-3 месяцев, то всех их ждет банкротство, особенно в регионах. «И что мы с вами будем говорить гражданам, которые уже заплатили свои деньги за квартиры? Поверьте, мы будем докладывать руководству станы о ситуации в самых густых красках. Особенно это касается банков с госучасием», – предупредил Никита Стасишин. По его словам, из 63 банков, которые уполномочены ЦБ финансировать застройщиков, сегодня реально в этом сегменте работают только Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, банк Санкт-Петербург, банк ДОМ.РФ и немого Россельхозбанк.
– Все в курсе этой ситуации, – попытался ответить за всех коллег Олег Иванов. – Но вы, скорее, взываете к социальной ответственности банков. А представители ЦБ в предыдущей сессии настраивали банки на то, чтобы не допустить перегрева кредитования. Людей, отвечающих за финансовую стабильность, больше волнует, чтобы банки были финансово устойчивыми, и, не дай Бог, не предоставили кредит некачественным заемщикам. Поэтому наше левое полушарие внемлет вашим словам. А правое – считает деньги и боится санкций регулятора.
Александр Калинич, заместитель председателя правления банка Кубань Кредит, добавил, что большинство банков поставлены в ситуацию, когда им придется работать с застройщиками, не имея соответствующих знаний и опыта. «Я не буду говорить о критериях отбора заемщиков. У большинства банков просто не сформированы сегодня компетенции строительного контроля. Это целый новый бизнес, который нужно создать и просчитать по рискам. При этом, хочу напомнить, что мы регулярно получаем отчеты, где строительная отрасль стоит на первом месте по просроченной задолженности. Поэтому с ней нужно учиться работать. А у нас крайне короткие сроки», – сказал банкир.
– Так почему никто из вас не бьет тревогу. Мы-то бьем. Но сейчас мы это делаем на конференции, а после 1 июля будем докладывать руководству страны, показывая – вот застройщики, вот их проекты, а вот банки, которые хотят больше заработать. А мы – со стороны министерства – сделали все, что могли, – подытожил дискуссию Никита Стасишин.
Далее конференция перешла в спокойное русло. Представители блока «Проекты развития» ВЭБ.РФ – Дмитрий Тихомиров, старший управляющий директор блока, профессор Финуниверситета, Елена Наумцева, также старший управляющий директор, и Юлия Колдунова, вице-президент блока – рассказали о возможностях ВЭБ.РФ по поддержке реализации новых проектов на принципах проектного финансирования, об особенностях и опыте формирования синдикатов в российском праве, а также в очередной раз презентовали Фабрику проектного финансирования ВЭБ.РФ. В частности, участникам конференции напомнили, что основными критериями отбора на Фабрику являются: локализация проекта на территории РФ, стоимость от 3 млрд. рублей, срок окупаемости – до 20 лет, размер собственных средств у инициатора – не менее 20% от бюджета проекта.
Поддержать «малышей»
Павел Самиев, председатель Комитета по финансовым рынкам «Опоры России», вернул собравшихся к теме взаимосвязи МСП и банков с базовой лицензией. По его словам, портфель кредитов МСП в ближайшей перспективе будет расти, но очень небольшими темпами – в пределах 5-6%, что лишь немного выше инфляции. «Это ограничивает возможности роста малых и средних банков, для которых МСП – основа базы заемщиков», – сказал эксперт. При этом он заметил, что качество кредитного портфеля будет оставаться невысоким, хотя и спрогнозировал некоторое улучшение. По словам Павла Самиева, на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург приходится около 37% от общего объема кредитования МСП.
В свою очередь, Максим Любомудров, член правления, старший советник генерального директора Корпорации «МСП», рассказал о том, как работает с МСП эта структура.
Третья сессия конференции прошла в формате круглого стола «Диалог с регулятором», а котором модератором выступил Георгий Лунтовский, президент Ассоциации банков России. Богдан Шабля, руководитель службы текущего банковского надзора Банка России, в частности, сообщил, что регулятор не исключает снятия ограничений с кредитных организаций, введенных ранее, если они направят в ЦБ соответствующие ходатайства и введут «самоограничения». «Если мы применяем какую-то меру в виде ограничения или запрета, мы готовы рассматривать ваше ходатайство об отмене, в том числе досрочной отмене этого ограничения, но при одном условии: если нам представлены доказательства, что предпринята какая-то серьезная работа по исправлению ситуации», – сказал он. А также уточил, что ЦБ собирается учитывать специфику бизнес-модели банков при оценке их экономического положения.
Москва.
обсуждение