Среда, 31.12.2025
×
Биржа 2025: кто в выигрыше? / Биржевая среда с Яном Артом

Распечатать кубышки, заставить банки кредитовать

Аа +
- -

Ассоциация российских банков при поддержке Финансового университета при правительстве РФ организовала открытую дискуссию «Инвестиции как драйвер экономического роста». Академики пришли к выводу, что заставить экономику расти могут только государство и банки.

В начале сентября 2019 года Кирилл Тремасов, директор аналитического департамента «Локо-Инвест» в своём блоге написал, что если сопоставить значение сезонно-сглаженного индекса во 2-м квартале 2019 года со 2-м кварталом 2014 года (максимальный уровень, на который поднялась экономика перед кризисом 2014-15гг), то выяснится, что за эти пять лет наша экономика выросла лишь на 0,9%.

По оценкам Абела Аганбегяна, заведующего кафедрой «Экономическая теория и политика» РАНХ и ГС при президенте РФ, российская экономика находится в стагнации вот уже семь лет – с 2013 года.

- Если взять 12 главных показателей, по шести мы немножко растём. Например, ВВП в среднем за эти годы рос на 0,4% в год. Промышленность – на 0,6%. Росли транспорт, сельское хозяйство, платные услуги, жилищное строительство. При этом шесть показателей находятся в минусе. Это инвестиции в основной капитал, строительство, самое плохое снижается уровень жизни, 6-год подряд падают реальные доходы, падает розничный товарооборот. Третий год снижается сильно ввод в действие жилья. При этом цены на него за это время выросли на 15%. Сильно экспорт упал - на 17%, импорт снизился на 25%. На 5 млн человек выросло число бедных. Концентрация в руках богатых в России выше, чем в США, Японии, Германии и в других передовых странах, - обрисовал безрадостную картину учёный.

«Кризис в стране начался не с крымских событий и санкций. Неожиданно в 2013 году инвестиции не выросли, экспорт сократился на 2%. И всё это привело к стагнации. Бюджет снизил инвестиции сразу на 22%, государственные банки – на 25%, государственные корпорации – на 30%. Это рукотворная стагнация, мы её сами создали её, ещё задолго до присоединения Крыма», - Абел Аганбегян, РАНХ и ГС при президенте РФ

Аганбегян считает, что кризис в стране начался не с крымских событий и санкций:

- После кризиса 2009 года мы быстро восстановились, экспорт достиг астрономической величины – в $532 млрд. Это было благоприятнейшее время для страны, наши предприятия были забиты долларами. Государство бросило против кризиса $211 млрд из ЗВР, которые почти быстро восполнились. Ни у кого не было сомнений, что до 2020 года страна продолжит рост. Но неожиданно в 2013 году инвестиции не выросли, экспорт сократился на 2%. И всё это привело к стагнации.

По мнению Аганбегяна, причина заключается в том, что государство остановило инвестиции «по всем направлениям»:

- Бюджет снизил инвестиции сразу на 22%, государственные банки – на 25%, государственные корпорации – на 30%. Это рукотворная стагнация, мы её сами создали её, ещё задолго до присоединения Крыма. Когда же пошли санкции, когда стали падать цены на нефть, Россия из стагнации перешла в рецессию. Потом немножко приподнялись, но с 2017 года опять ушли в стагнацию.

Аганбегян считает, что деньги для инвестиций стоит взять у банков, а не у государства:

- У государства порядка 40 трлн рублей, а банковские активы составляют 92 трлн. Так, что если вы хотите поднять инвестиции, то нужно задействовать банковские активы.

Аганбегян уверен, что необходимости хранить такие большие резервы, как сейчас нет:

- У нас сейчас $530 млрд, давайте $230 возьмём, будем расходовать по $15-20 млрд в год с окупаемостью 5-7 лет. Они очень скоро начнут возобновляться.

Антон Моисеев, заведующий лабораторией макрофинансовых исследований и прогнозирования ИНП РАН, считает, что отсутствие экономического роста напрямую связно с политикой государства.

- Что нам делать со сбережениями в резервных фондах? Вложить в образование? В золото? Государство сделало выбор держать эти деньги в кубышке. Мы нарочно лишаем себя доходов, раз мы не инвестируем хотя бы часть эти денег.

По мнению Моисеева, необходимо менять бюджетное правило с тем, чтобы дать возможность банковской системе работать, чтобы деньги потекли в реальную экономику.

Борис Рубцов, заведующий кафедрой ценных бумаг и финансового инжиниринга Финансовой академии при Правительстве РФ, видит причину в том, то на индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) люди покупают преимущественно ОФЗ:

- Но такие инвестиции не работают на экономику. Нужно стимулировать инвесторов покупать на ИИС корпоративные облигации.

Рубцов также считает, что часть средств из резервных фондов следует направить в экономику.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Рубль входит в 2026 год, версии о девальвации не сдаются Рубль входит в 2026 год, версии о девальвации не сдаются Рубль завершает 2025 год на максимуме своего укрепления. И это автоматически усиливает ожидания каких-то радикальных перемен в курсе рубля в новом 2026 году. Фондовые индексы США завершают торги лёгким снижением на фоне декабрьского протокола ФРС Фондовые индексы США завершают торги лёгким снижением на фоне декабрьского протокола ФРС Основные фондовые индексы США во вторник незначительно снижаются в последний час сессии, поскольку инвесторы оценивают протокол декабрьского заседания Федеральной резервной системы. Документ, с одной стороны, поддерживает ожидания дальнейшего смягчения монетарной политики в следующем году, но одновременно вызывает сомнения относительно того, насколько агрессивно центробанк будет действовать. Евгений Гуревич: «ИИ в страховании жизни – это не хайп, а точка роста» Евгений Гуревич: «ИИ в страховании жизни – это не хайп, а точка роста» Генеральный директор компании «Капитал Лайф Страхование Жизни» (КАПИТАЛ LIFE) Евгений Гуревич в интервью «Б.О» обсудил с Павлом Самиевым, генеральным директором АЦ «БизнесДром», ключевые тенденции применения искусственного интеллекта, развитие цифровой медицины и роль инноваций в трансформации страхования жизни.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)