Суббота, 23.11.2024
×
Гиперинфляция? Обвал рубля? Заморозка депозитов? Падение биржи? Потеря доходов? | Ян Арт. Finversia

Развитие vs консолидация: какое будущее у российского ритейла?

Аа +
- -

Слияния и поглощения в сфере потребительского ритейла, а также восстановление спроса заставили участников рынка и экспертов задуматься над тем, какое будущее у отрасли. Эту тему обсуждали на онлайн-конференции, организованной Финамом.

Лидерство X5

Как долго Х5 будет оставаться лидером сектора? Вячеслав Чеглов, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им Г.В. Плеханова, воздерживается от прогноза:

– Это сложно предсказать. Но пока компанию контролирует Фридман перспективы у неё очень хорошие. Компания пережила уже один кризис, по-моему, уроки извлечены. Чехарда в руководстве остановлена. Онлайн продажи после нескольких неудач, развиваются быстрее некоторых онлайн лидеров. К тому же сбор заказов приближен к месту жительства покупателей. Покрытие отличное. Два отлаженных формата, которые наконец перестали конкурировать за покупателя.

Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления Руспродсоюза, отмечает, что Х5 делает все нужные преобразования «задолго до конкурентов»:

– Сейчас Х5 – лидер по продажам онлайн.

Акции Магнита

Будут ли акции Магнита стоить 6000 тысяч рублей в следующем году?

Людмила Теличко, главный аналитик Промсвязьбанка, считает, что это вполне достижимый результат:

– Несмотря на эффект высокой базы 2020 года, ритейлер показал сильные результаты во 2 кв. 2021 года. Ожидаем, что «включение» Дикси в 3 квартале может временно несколько снизить операционные показатели, но в условиях наращивания доли рынка и развития онлайн-сегмента, эффект может сказаться на котировках незначительно.

Оффлайн или онлайн?

В университете им. Плеханова считают, что офлайн никуда не исчезнет, поскольку в нём встроен элемент социального общения, не говоря о привычках.

– И 30 лет простоит.... а дальше либо катаклизмы, либо будет стоять с новыми красками, – прогнозирует Вячеслав Чеглов.

В Руспродсоюзе ставят вопрос по-другому:

– Вопрос не в том, уйдет или нет, а какая его доля будет. Расти онлайн-сегмент в России однозначно будет и очень бурно.

«Ожидаем тенденцию перераспределения – более крупных форматов в магазины «у дома» и центры доставки и самообслуживания», – Людмила Теличко, Промсвязьбанк

Людмила Теличко не прогнозирует сокращения количества магазинов в ближайшие годы:

– Однако ожидаем тенденцию перераспределения – более крупных форматов в магазины «у дома» и центры доставки и самообслуживания. Говорить о том, что региональные или федеральные представители уйдут с рынка – очень обобщенно. Некоторые уйдут, некоторые объединяться в более крупных игроков.

Аналитик также отмечает, что в последние годы появилась тенденция объединения в маркетплейсы.

Вячеслав Чеглов, профессор, добавляет, что стоит говорить не о сокращении числа магазинов, а об оптимизации:

– Изменении формулы магазина, технологий представления и продажи товаров. Риски ухода торговых сетей есть, и они высокие. Для непродовольственных сетей они выше, а для региональных – еще выше. Они объективно не в состоянии конкурировать с федералами по закупочным ценам.

Эксперт говорит, что процесс соединения офлайна и онлайна уже идет. И выигрывают пока те, кто уже стал крупным и получил доступ к внешним деньгам.

Александр Осин, аналитик управления операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс», замечает, что количество магазинов и торговая площадь работающих розничных сетей стабильно растет, в том числе – в периоды кризисов, таких как кризис 2008, 2014 года или коронакризис.

Квалификация инвесторов и доступ к акциям ритейла

Артемий Шамшуков, аналитик Финама, призывает инвесторов «не волноваться»:

– По сути ничего не изменится. Бумаги ритейлеров доступны как для неквалифицированных инвесторов, так и для квалифицированных. Что касается инструментов для торговли ритейлерами, которые подходят для того, чтобы купить весь сектор или бумаги ключевых игроков, то обычно они входят в один из потребительских ETF. Наконец, гражданин РФ может купить акции зарубежного ритейлера: такая опция доступна на Московской бирже и Санкт-Петербургской бирже.

Акции или облигации?

Дмитрий Донецкий, аналитик ИФК «Солид», советует при выборе облигаций руководствоваться не столько деятельностью бизнеса, сколько вероятностью дефолта эмитента, а также чисто облигационных параметров таких как дюрация и доходность.

В Финаме рекомендуют «смотреть на каждую компанию отдельно и оценивать риски»:

– При прочих равных, акции как актив несут больший риск, но и обладают более высокой ожидаемой доходностью (которую инвесторы вправе запрашивать, исходя из большей волатильности актива), – подчеркивает аналитик Финама.

«Действующие компании на рынке – не совсем ритейлеры. По большей части это адская смесь связей: ритейла, логистики, девелопмент и финансовых услуг. Поэтому, вывод на фондовый рынок приведет к краху этих империй», – Дмитрий Потапенко, Management Development Group

Почему так мало ритейлеров на фондовом рынке?

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc., объясняет это тем, что вывод компании на рынок – как внутренний, так и внешний – связан с огромным пакетом преобразований в системе управления, владения и распределения полномочий внутри структуры:

– Действующие компании на рынке – не совсем ритейлеры. По большей части это адская смесь связей: ритейла, логистики, девелопмент и финансовых услуг. Поэтому, вывод на фондовый рынок приведет к краху этих империй.

В Промсвязьбанке напоминают, что небольших игроков в России ещё достаточно много:

– Даже более крупные компании, которые у всех на слуху (Ашан, Метро, Светофор, Окей, Монетка, Вкусвилл, Азбука вкуса и другие) имеют только 0,5-1,5% рынка. Другой вопрос в том, что выход на IPO – это очень затратное мероприятие и значительно влияющее на внутренние процессы компании. По большому счету, этот шаг разумен для ритейлеров, когда потенциал долгового рынка исчерпан или ставки слишком высоки.

Вячеслав Чеглов, профессор, добавляет, что «на российскую площадку выходить стремно».

Лучшие акции на горизонте 2-3 года

– По нашим оценкам, пока среди ритейлеров лидирует Магнит. Х5 и Лента также являются интересными на долгий срок. Мы не рекомендуем концентрироваться на ритейлерах, которые пренебрегают развитием онлайн-сегмента, и расширением логистической сети вокруг крупнейших мегаполисов, – предостерегает аналитик Промсвязьбанка.

«Наиболее недооцененным выглядит сейчас X5 Group», – ИФК «Солид»

В ИФК «Солид» отмечают, что наиболее недооцененным выглядит сейчас X5 Group:

– В перспективе у X5 есть несколько драйверов роста: 1) будущее IPO онлайн-бизнеса, что должно раскрыть стоимость всей группы в целом 2) исключение в рамках двойного налогообложения, т.е. мы рассчитываем, что X5 сможет платить налоги как сейчас 3) развитие дискаунтеров «Чижик», что позволит зайти в новый подсегмент и увеличить выручку 4) общее развитие Пятерочки и Перекрестка в сторону более маржинальной фреш-продукции.

Александр Осин из «Фридом Финанса», перечисляет: X5 Retail Group, Детский мир, Лента, Магнит, М Видео:

– Оценочный потенциал роста капитализации носит схожий характер составляя 20% – 30%. Учитывая характер оценок, полагаю, что подобная ситуация для оценок сложится и в случае проведения анализа для более длительных по времени инвестиций.

Перспективы Fix Price

– Fix Price – динамичный бизнес. Их главный актив, по моему мнению, это талант организаторов. Их опыт и умения. Напор. Но это бизнес полностью на арендной модели. Магазины небольшие. А значит за акциями нет недвижимости и нематериальных активов. Усиление кризиса и.... пересмотр арендных договоров. Но при сохранении текущей ситуации может выстрелить за счет большого количества точек, оборота и возможностей экспансии подобия по стране. Ну и сохранения политики сдерживания роста доходов у населения, – оценивают бумагу в университете им. Плеханова.

Дмитрий Леонов из Руспродсоюза добаявляет, что Fix Price по капитализации обогнал Магнит.

Перспективы Окей

– Мы считаем направление дискаунтеров компании перспективным, но концентрация на гипермаркетах – не самая выигрышная стратегия в ближайшее время. Последний отчет компании был даже не убыточным, но во многом благодаря курсовым разницам. В случае смены стратегии ритейлера в пользу усиления дискаунтеров и развития новых форматов, он может быть интересным, – считают в Промсвязьбанке.

Александр Осин, аналитик «Фридом Финанса», считает крайне низкую рентабельность ключевой проблемой компании:

– Компания достаточно активно наращивает долг, что привело к улучшению соотношения fcf к выручке, но это улучшение не подкреплено значимым улучшением финансовой или операционной статистики. Долгосрочные оценки пересматриваются но с положительной вероятностью снизят в итоге расчетную оценочную капитализацию компании с учетом исторически до последнего времени отрицательных уровней чистого денежного потока к выручке. Справедливая оценка стоимости на основе кратко– и среднесрочных факторов составляет для компании Окей на конец первого полугодия 2022 года 59,79 руб за бумагу.

– А я бы не сказал, что Oкей хуже «Да» как формат. Сейчас количество гиперов сократилось, но интерес к ним сохранился, что показывает развитие сети «Глобус», – считает Вячеслав Чеглов, профессор.

Дмитрий Леонов из Руспродсоюза считает, что у компании такие же перспективы, как у Карусели, Ашана и т.д.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)