При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Полный цикл перестройки экономики в связи с западными санкциями может занять до 30 лет. С таким прогнозом на специальном вебинаре выступил Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Инвестиции».
Напомним, что в апреле 2022 года аналитики Банка России сформулировали четыре этапа трансформации российской экономики на фоне длительных западных санкций.
– Сейчас мы в самом начале второго этапа или в конце первого, – оценивает Сергей Хестанов, советник генерального директора «Открытие Инвестиции».
Первый этап характеризуется разрывом хозяйственных цепочек, второй – первичной подстройкой экономики, которая может занять несколько месяцев – до конца 2022 года. Третий этап – обратная индустриализация.
– Обратная индустриализация – это развитие экономики на основе менее передовых технологий, – поясняет Хестанов.
Автомобиль без АБС
Экономист вспоминает, как после кризиса 1998 года из-за резкого ослабления рубля спрос на иностранное пиво сократился практически до нуля:
– И вот тогда многие отечественные пивные заводы буквально начали вставать с колен. Спрос на отечественное пиво позволил им провести модернизацию. Сработает ли данный механизм сейчас? В части сегментах экономики скорее сработает. Ведь сейчас невозможно пойти и что-то купить – из-за санкций. А поэтому бизнесу придётся покупать отечественные технологии.
В качестве примера экономист называет АБС для автомобиля – можно ездить и без АБС, но это слишком опасно на скользкой дороге.
После того, как процессы подстройки экономики под новые реалии закончатся, ВВП выйдет на новую траекторию роста.
– Рост будет ниже, но это будет поступательный и устойчивый рост, – уверен Хестанов.
По его словам, инвесторам стоит поискать те предприятия, которые будут бенефициарами этого будущего роста, в процессе обратной индустриализации. С точки зрения бизнеса перспективы очень хорошие. Те бизнесы, которые сумели после 1998 года заместить импорт, получили преимущество и развились в крупные компании.
«Инвесторам стоит поискать те предприятия, которые будут бенефициарами этого будущего роста, в процессе обратной индустриализации. С точки зрения бизнеса перспективы очень хорошие»
– На новом историческом этапе ситуация повторяется. Диалектически, – говорит советник «Открытия».
Сколько времени займёт полный цикл трансформации экономики?
Хестанов приводит в пример знаменитую фразу, которую приписывают Уоррену Баффету, который сказал, что легче сказать, что произойдёт, чем когда это произойдёт.
Хестанов оценивает полный цикл примерно в 30 лет:
– Возможно, раньше. Когда на Иран были наложены санкции, ВВП страны к началу 90-х годов рухнул в 3 раза, затем началось поступательный рост и к началу 2020 годов ВВП вырос в 1,5 раза. Иранская экономика меньше, чем наша, она намного менее диверсифицирована, чем наша. Но в качестве ориентира подходит.
Санкции на горизонте 5-10 лет могут привести к снижению размеров экономики и деловой активности страны на 10–20% по сравнению с альтернативным сценарием, в рамках которого санкции не вводились. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства АКРА.
Ставка в 50%
Отвечая на вопрос о динамике мировой экономики, Хестанов заявил, что многое будет зависеть от того, какую ДКП выберут в ФРС:
– В своё время Пол Волкер, глава ФРС в 1979-1987 годах, смог победить высокую инфляцию, подняв ставку до 20,5%. Это если бы наш ЦБ поднял ставку до 50-60%. Меры Волкера укротили инфляцию, но экономика погрузилась в рецессию. Опыт Волкера по-разному оценивается экономистами, но с тех пор мировые центробанки опасаются резко поднимать ключевую ставку.
По какому пути пойдёт сегодня ФРС?
Сергей Хестанов напоминает, что высокая инфляция имела бурные политические последствия:
– Именно в 1970-х годах случился всплеск левацкого терроризма – в Европе, в США. А вот для СССР это было весьма неплохим временем. Потому, что наша экономика от мировой была практически изолирована, а нефть и газ стоили дорого. В СССР тогда был относительно высокий уровень жизни.
Экономист надеется, что санкции не приведут к перестройке экономики «от рынка к планированию»:
– Свободный обменный курс рубля и управляемый дефицит бюджета свидетельствуют о том, что экономика успешно подстраивается под санкции.
Говорить о размере падения ВВП ещё слишком рано, настаивает эксперт:
– Говорить о конкретных цифрах можно будет тогда, когда стабилизируется импорт, а также, когда санкции стабилизируются.
Москва.
обсуждение