При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Эльвира Набиуллина, глава Банка России, к удивлению спикеров и гостей ежегодной конференцию НАУФОР, отвечала на каждый вопрос и комментировала каждое выступление коллег.
Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) 24 апреля дала старт двухдневной конференции «Российский фондовый рынок 2018». И место проведения новое, в буквальном смысле – недавно открытый отель Хаятт Ридженси Москва Петровский Парк - и конференц-зал очень просторный, но места всем всё равно не хватило. И персоналу гостиницы, как в театре, пришлось срочно заносить дополнительные стульчики. Очевидно, что статистики Московской биржи всё-таки не обманули – в прошлом году на торговой площадке, действительно, появилось 250 тысяч новых клиентов, и сегодня можно было в этом убедиться – хорошо, что выборочно, разумеется. Хотя, казалось, что всё должно быть ровно наоборот – так как количество профучастников рынка в прошлом году лишь снижалось. Так, прекратили работу 56 ПИФов, с рынка ушли 83 профучастника, доверительных управляющих стало меньше на 20%.
Но Эльвира Набиуллина говорить об этом не стала, ограничившись сообщениями о росте объемов и новых брокерских счетов. Хотя и её они, как выяснилось, не удовлетворяют: - Объемы нас пока не удовлетворяют, но динамика обнадеживает, - подчеркнула она.
Фидуциарная ответственность УК
Глава Банка России подробно говорила о роли СРО в сегменте фондового рынка, о защите клиента и о пропорциональном регулировании. Регулятор принял решение распространить этот институт – ранее созданный для банков - и на брокеров и УК. Кроме того, ЦБ готов разрешить негосударственным пенсионным фондам (НПФ) отказаться от услуг управляющих компаний. Пристальное внимание собравшихся вызвали слова Набиуллиной о фидуциарной ответственности УК перед клиентами. Позиция регулятора состоит в том, чтобы рынок занимался этим самостоятельно. Пока речь идёт о том, чтобы гарантии распространялись на некачественное обслуживание клиентов, мошенничества, а не на страхование каких-то сумм. Заместитель главы Минфина Алексей Моисеев поддержал Набиуллину в этом вопросе, а вот Александр Афанасьев, руководитель Московской биржи чуть позднее высказал мнение, что этот вопрос требует самого широкого обсуждения.
- Тему с гарантированием инвестиций через брокеров надо обсуждать. Помните, когда мы создавали систему страхования вкладов, то было много вопросов от крупных банков? Крупные банки тогда категорически не хотели платить за мелкие. Однако…, - пояснил свою точку зрения Афанасьев.
50% на дивиденды: за и против
Но не во всем солидарны ЦБ и Минфин. Алексей Моисеев в своём выступлении заявил, что госкомпании должны платить не менее 50% от прибыли в виде дивидендов – даже если у них недостаточно текущей прибыли.
- Компании могут платить из прибыли прошлых лет. Компании должны стремиться обеспечивать более или менее приемлемый равный уровень, особенно в ситуациях, когда они находятся на зрелом уровне развития. Поэтому мы продолжим бороться за 50% по МСФО. Я не хотел бы сейчас называть конкретные компании, по которым такие решения приняты, чтобы не попасть под действие закона об инсайде, - пошутил Моисеев, потому что такой закон пока не принят.
Эльвира Набиуллина прокомментировала этот пассаж в том духе, что дивидендную политику следует увязывать «со стратегией развития общества»: в какой-то период нужны инвестиции, в какой-то - меньше инвестиций.
- Это не может быть формальной планкой, - заявила она.
Случились разночтения между выступавшими и по поводу проекта Банка России по созданию маркетплейса.
Маркетплейс и судьба брокеров
Александр Волошин, руководитель рабочей группы по созданию Международного финансового центра в России, сообщил о настороженном отношении к маркетплейсу со стороны профессионального сообщества:
- Очень много будет зависеть тут от мелочей, но считаю, что шансы на успех высоки.
Проект по созданию маркетплейса, который продвигает ЦБ, призван расширить доступность финансовых инструментов и услуг. По некоторым продуктам высока концентрация рынка. Например, 75% клиентов на брокерском обслуживании и 86% брокерских ИИС сосредоточены в пяти крупнейших брокерских компаниях. 85% клиентов по управлению активами и 96% ИИС находятся в управлении трех крупнейших компаний.
Отвечая на реплику Волошина, Набиуллина заявила, что брокерский бизнес должен стать «более кастомизированным».
- Я хочу подчеркнуть: мы не создаем монополии. Скорее, препятствуем созданию монополий. Маркетплейс - это снятие регуляторных барьеров для новых технологических решений в области дистанционной продажи финансовых продуктов, - пояснила она свою точку зрения.
Санкции и уголовное преследование
Бурную реакцию зала вызвал доклад первого заместителя председателя комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Николая Журавлева. Олег Вьюгин, профессор Высшей школы экономики и модератор первой части конференции, попросил его сказать пару слов о санкциях.
Николай Журавлёв заявил, что целиком поддерживает предложение спикера Госдумы Вячеслава Володина ввести уголовную ответственность против лиц, которые будут руководствоваться в своей работе «антироссийскими решениями иностранных государств».
- Санкции - это инструмент дипломатический, его не следует переводить в плоскость уголовного законодательства. Не стоит и без того обострять положение рыночных агентов, можно просто лишиться части бизнесов в нашей стране, - заметил на это Вьюгин, чем вызвал громкие аплодисменты зала.
Набиуллина ни разу не затронула тему санкций, но она ответила на ряд прозвучавших – хоть и вскользь, крайне корректно – замечаний по поводу высокой регуляторной нагрузки на профучастников.
О снижении регуляторной нагрузки
- Мы согласны с тем, что регулятивная нагрузка высокая и будем решать вопрос через пропорциональное регулирование брокеров и через риск-ориентированный надзор, - сказала глава Банка России.
Так же Набиуллиной предложили публиковать план мероприятий в части регуляторных новаций, на что глава Банка России ответила, что рассмотрит этот вопрос, однако график законодательных новаций больше завязан на Парламент, чем на ЦБ. Набиуллина также пообещала, что ЦБ будет постепенно уходить от регулярности проверок участников рынка.
- Тема снижения регуляторной нагрузки – один из наших приоритетов, - заверила она финансистов, чем сорвала аплодисменты.
Александр Афанасьев рассказал, что 22% из тех, кто первоначально купил так называемые «народные» ОФЗ начали покупать акции.
- У нас средняя дивидендная доходность сейчас 5,8%, что выше, чем ставки по вкладам в крупных банках, - сказал глава Московской биржи.
Москва.
обсуждение