При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
По мнению организаторов второй практической конференции «Технологии блокчейна ‘18», прошедшей в отеле Palmira Business Club 8 февраля, пора определиться, так ли бизнесу необходим блокчейн или большинству проектов легче (и дешевле) будет обойтись без него.
- Пришло время сбить пену и разобраться, серьезная это технология или баловство, - напутствовал программный директор серии практических конференций издательства «Открытые системы» Дмитрий Волков, открывая конференцию.
Советник председателя Внешэкономбанка Владимир Дёмин в своем вводном докладе сообщил, что днем ранее состоялся официальный запуск первого проекта по реализации технологии блокчейн совместно с Росреестром и АИЖК. Дёмин высказал свое наблюдение:
- В любую инновационную технологию государство приходит последним. Сначала ее хватает коммерческий бизнес, пытается раскрутить на этом свои конкурентные преимущества. А государство к этой инновации приступает в последнюю очередь, когда технология уже опробована, хорошо известна, на все грабли уже наступили. Как происходит с блокчейном? Совсем по-другому. Мы видим, что президент страны объявляет о том, что он встречается с Виталиком Бутериным, объявляет программу «Цифровая экономика»…
Холодная страна с дешевым электричеством и умными математиками
Правительство генерирует инициативы в области блокчейна, а в Госдуме работают одновременно четыре разные рабочие группы, посвященные этой тематике.
- Блокчейн – область, где ни одна страна пока не является глобальным лидером. По счастливой случайности, у России существует набор естественных конкурентных преимуществ, - сказал советник председателя ВЭБа. Он пояснил, что имеет в виду недорогую электроэнергию, холодный климат и сильные математические умы.
Натянуть не получается…
В 2017 году были начаты и завершены несколько пилотов в области блокчейна. По словам Владимира Дёмина, они прояснили, что технологию нельзя применять к привычным бизнес-процессам:
- Натянуть эту концепцию на нашу жизнь не получается. Точнее, как… получается, ровно это мы и сделали в пилотах, но при этом блокчейн в них не используется на 99%. Грубо говоря, мы сделали самолет и продолжаем ездить на нем по дорогам. Причем крылья задевают за что-то, а мы говорим: «Да ничего, нормально, как-то ездит, и слава Богу».
Блокчейн предполагает совершенно новую логику построения и управления потоками данных. Меняется структура бизнеса: вчерашние конкуренты становятся партнерами, а партнеры – конкурентами.
Владимир Дёмин попробовал очертить перспективы технологии на 2018 год.
- Мы уперлись в то, что надо менять законодательство. 2018-й должен решить, что делать с регуляторной базой, как использовать блокчейн на все 100%, - считает представитель ВЭБа. – Внедрить технологию весьма просто, но приходится преодолевать совершенно дикий набор административных трудностей.
Владимир Дёмин привел в пример законодательство о персональных данных и о защищаемых лицах: «Предположим, сегодня лицо не защищаемое, и запись попадает в реестр, а завтра оно становится защищаемым. И что, стирать? Это вообще невозможно».
По словам Дёмина, «мы как государство полностью разрушили идеологическую подоплеку инноваций». Сколково, Роснано – ни одна из этих инициатив не выстрелила и не стала новой Силиконовой долиной. История постоянных провалов приводит к неверию в успех следующих инициатив, они воспринимаются как «повод распилить государственные деньги».
Серьезная технология или баловство
Дискуссию «Децентрализованные реестры: итоги и перспективы» вел Михаил Чеканов, эксперт рабочей группы «ИТ и связь» Экспертного совета при Правительстве РФ, генеральный директор конструкторского бюро «Контракт».
В обсуждении приняли участие Владимир Дёмин, партнёр юридической компании «Симплоер» Андрей Дуюнов, руководитель направления отдела архитектуры приложений CIB Сбербанка Кирилл Ивкушкин, член Экспертного совета Госдумы по цифровой экономике и блокчейн-технологиям Олег Петряшёв, исполнительный директор «S7 ТехЛаб» Дженнифер Трелевич, руководитель проекта Цифровая артель «Аграриум» Динар Шакирзянов, исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев и другие.
Каждый отчитался о попытках применения блокчейна в своей отрасли.
По словам Дженнифер Трелевич, недоверие к блокчейну сейчас примерно такое же, как три года назад – к облачным технологиям. Но собака лает, а караван идет. Платформа Smart Ticketing, которую около года назад запустили в S7, позволила решить проблему с нечестными агентами по продажам.
Блокчейн и стопка бумаг
Кирилл Ивкушкин выразил надежду, что в связи с резким снижением курса биткоина вокруг блокчейна поутихнет шум, «и можно будет работать». Он добавил, что нынешнее падение биткоина – не самое сильное в истории. Рекордное падение произошло три года назад, когда биткоин в моменте упал с 14 долларов до двух.
- У нас один сервис работает на блокчейне уже год, с начала 2017-го. Это факторинг для «М-видео». Правда, он не правоустанавливающий. Но он работает каждый день, - поделился достижениями Ивкушкин. – Остальные пилоты, которые мы проводили, показали, что юридическая документация на проведение одной транзакции в блокчейне превышает по толщине стопку бумаг для обычной сделки.
Кроме того, в конце 2017 года принят закон об ипотечной закладной, в рамках которого планируется использовать технологию блокчейн в промышленном масштабе.
Купил токены – получил мясо
Динар Шакирзянов рассказал о применении блокчейна в аграрном секторе:
- Мы чипируем животное, привязываем чип к токенам, и предлагаем их инвесторам. Мы даем возможность инвестировать напрямую, peer-to-peer, в конкретного бычка. Мы посчитали, если двадцать токенов купить, то через год пожизненно пять килограммов мяса ежемесячно...
- Давайте про токены лучше в кулуарах, за чашечкой кофе, - предложил Михаил Чеканов.
НПФ «нащупали» блокчейн
Евгений Якушев сообщил, что «большая общественно-политическая проблема, которая связана с переходами, с работами агентов, с переводом пенсионных накоплений из фонда в фонд – это и есть общественное децентрализованное пространство, которое по новой архитектуре может быть урегулировано и существенно изменено».
- Мне кажется, мы нащупали решение на блокчейне, которое позволит изменить учет пенсионных прав, пенсионных накоплений в НПФ, сделает его ближе, доступнее, понятнее, прозрачнее и сможет снять те претензии к этой системе, которые сложились сейчас в обществе и профессиональных кругах, - заявил Якушев. – Мы вышли на уровень пилотного проекта, и сейчас находимся в некоем диалоге с Центральным Банком.
Кто отвечает за запись в блокчейне? Как исправить допущенную операционную ошибку? Как относиться к персональным данным, которые распространены среди всех участников системы? Где сертификация криптографии в ФСБ? На эти и другие вопросы предстоит ответить, прежде чем НПФ начнут применять блокчейн в своих системах. «Мы лицензируемый вид деятельности», - пояснил Якушев.
И так неплохо
Участники дискуссии пришли к выводу, что блокчейн однозначно обходится дороже «старых» систем, и такая тенденция будет сохраняться еще долго. Хотя, например, в случае с негосударственными пенсионными фондами, «общеэкономические затраты на подключение к системе могут обойтись дороже, чем сама система», уверен Евгений Якушев.
Из зала поинтересовались, не лучше ли в связи с дороговизной использовать традиционную архитектуру вместо распределенных реестров. В 90% проектов, которые заявляют о внедрении блокчейна, «прекрасно работают традиционные системы с хорошей безопасностью», ответил на этот вопрос Олег Петряшёв.
Москва.
обсуждение