Суббота, 21.12.2024
×
Фондовый рынок-2025. Куда и как инвестировать. Инвестиционные продукты, стратегии и портфели

Спасение неграмотных дело рук…

Аа +
+1 -0

14-15 декабря в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова прошел всероссийский семинар «Повышение финансовой грамотности обучающихся».

Модератором мероприятия выступила Оксана Деревянко, руководитель отдела бизнес-программ Russia Today, которая отметила, что именно ответственное отношение к своим сбережениям, своим деньгам со стороны каждого гражданина – это залог стабильности экономики и защищенности нашего населения.

Открыл семинар Виталий Минашкин, проректор по научной деятельности РЭУ им. Г.В. Плеханова который в очередной раз напомнил собравшимся о ментальном наследии российских граждан, особенно среднего и старшего возраста. За годы, прожитые при социализме, они, дескать, привыкли к тому, что о них заботилось государство. «Два раза в месяц зарплата, оплачиваемый отпуск, пенсия, социальный пакет. Ничего этого уже нет. И если молодое поколение уже принимает это как данность, то старшее никак не может понять», - сказал он. Это, по его словам, мешает людям осознать, насколько важно в новых условиях быть финансово грамотным человеком. «Многие принимают за счастье – набрать побольше кредитов, а потом – как-нибудь», – охарактеризовал Виталий Минашкин модель поведения среднего российского потребителя.

Анна Валькова, заместитель директора департамента международных финансовых отношений Минфина РФ, отметила, что у россиян существуют завышенные ожидания в отношении заботы о них со стороны государства. «Мы проводили исследования, которые показали, что у граждан нет сберегательных навыков, большинство не имеет финансовой «подушки безопасности», нет навыков даже текущего планирования бюджета, не говоря уже о долгосрочном», – констатировала она.

Затем она рассказала о некоторых результатах реализации проекта Минфина по финансовой грамотности. По ее словам, он сегодня «вошел пиковую стадию, приобрел масштабы и силу»: создан целый комплект учебников для школьников со 2 по 11 классы, методички для учителей, информационные материалы для родителей. Все эти издания на сегодняшний день прошли апробацию в 5 регионах. В ближайших перспективах – их внедрение еще в 40 субъектах РФ.

Анна Валькова заметила, что деятельность Минфина на этом направлении состоит из трех блоков: внедрения элементов финграмотности в систему образования, информационная кампания среди взрослого населения и защита прав потребителей. При этом работа ведется как на федеральном, так и на региональных уровнях. «Но и школы должны в свою очередь проявлять инициативу, формировать программы по финграмотности в рамах дополнительных часов», – добавила чиновник.

Дмитрий Фролов, начальник отдела департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ, напомнил собравшимся, среди которых большинство составляли учителя из разных регионов страны, что элементы финансовой грамотности сейчас внедряются в разные обязательные предметы: обществознание, математику, историю, информатику, литературу и пр. «Даже ряд заданий ЕГЭ связаны с действиями, формирующими финансовую грамотность. Конечно, и вариативная, дополнительная часть образовательной программы может содержать блоки по финграмотности. Если вы посмотрите на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), то в нем есть такое понятие, как «универсальные учебные действия», то есть то, что потом интегрируется в повседневную жизнь. И финансовое образование – как раз про это», – сказал он. При этом он заметил, что отдельную специальность учителя по финграмотности внедрять никто не планирует.

«То, о чем мы говорим, данный пункт «дорожной карты» уже частично выполнен. Уже запущен модуль финансовой грамотности при подготовке преподавателей обществознания», – добавил Василий Зуев, начальник управления финансовой грамотности и взаимодействия с институтами гражданского общества службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

Андрей Пучковский, заместитель начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора, поддержал коллег: «Школы должны активно включаться в процесс финансового образования». В качестве примера он привел некую девушку с Дальнего Востока 22 лет, которая написала в Роспотребнадзор письмо, где рассказала, как пострадала из-за недобросовестных участников финансового рынка. «По сути, там была финансовая пирамида, то есть, это то, на что сегодня попадаются пенсионеры, но никак не молодые люди. Значит, на Дальнем Востоке не все так хорошо с финансовой грамотностью», – сделал вывод чиновник.

В подтверждение его слов из зала прозвучала реплика от представительницы Еврейской автономной области, которая сказала, что до региональных школ не доходит значительная часть информации. «Причина банальна – некачественный интернет», – сказала учитель.

Василий Зуев из ЦБ на это дал ответ, который показался несколько нелогичным, учитывая названную причину. Из его слов следовало, что регулятор проводит очень активную работу именно в дальневосточных регионах и постоянно «устраивает там вебинары».

Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» рассказала о международной практике внедрения в массы финансовой грамотности. «Проблемы, связанные с низким уровнем финансового образования актуальны не только для России. Соответствующие национальные стратегии сегодня реализуют или разрабатывают около 60 стран мира», – отметила она. Затем она рассказала о международной программе PISA (Programme for International Student Assessment), в которой Россия участвует с 2000 года, а также о финансовом образовании в школах в рамках проекта Минфина. Более детально эту тему затем раскрыла Екатерина Лавренова, менеджер по образовательному контенту проекта Минфина, автор учебных пособий во финграмотности для школ.

Андрей Петров, директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России тоже говорил о важности финансовых знаний и зачитывал обращение к участникам семинара от замминистра Татьяны Синюгиной на ту же тему.

Михаил Мамута, руководитель службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, вспомнил, что в зале Плехановской академии, в которой проводился семинар, в свое время выступал Владимир Ленин. Топ-менеджер регулятора связал последующие события с низким уровнем финансовой грамотности в нашей стране. «Обилие финансовых продуктов и услуг, многообразие финансовых институтов, в которые наша страна была погружена последние 20 лет, требует системной скоординированной работы всех ведомств», – сказал Михаил Мамута. Он подчеркнул, что сейчас для этого созданы базовые условия. «У нас теперь есть два системных блока. Это «дорожная карта» в области начального и общего образования, которая была принята финансовыми властями вместе с Минобрнауки весной этого года. И второй блок – стратегия финансовой грамотности населения, утвержденная в сентябре правительством и Банком России. Это важные шаги, обеспечивающие синергию работы всех профильных органов», – отметил представитель ЦБ.

Вообще, семинар был больше похож на предновогоднее отчетное собрание ведомств, отвечающих в нашей стране за финансовую грамотность. Диссонансом между докладами чиновников прозвучало выступление Павла Медведева, финансового омбудсмена.

– Вы видите какие-то улучшения в сфере финансовой грамотности? – спросила его Оксана Деревянко.

– Безусловно, вижу. Я часто посещаю школы, и наблюдаю, как в целом умнеют дети. Тем сложнее мне отвечать на некоторые их вопросы. Например, они спрашивают, почему на сайте fincult.info (а это ресурс ЦБ РФ) написано, что регулировать цены опасно, но на деле сам ЦБ регулирует цену кредитов. Или, как взять кредит на выгодных условиях? Денежные власти объясняют, что нужно смотреть в правый верхний угол договора – где цифра меньше, там и выгоднее. Но ведь это неправда. А для того, чтобы понять, что это неправда, нужно обладать не только финансовой грамотностью, но и опытом работы на финансовом рынке. У всех ведомств есть замечательные и полезные сайты и программы. Но есть реальные беды граждан на финрынке, а ответов на вопросы, с которыми люди сталкиваются, на этих сайтах нет. Они к вам идут с историей, что удав проглотил кролика, а вы им рассказываете про гольф и галстуки. Дети в семьях, где есть финансовые неприятности, постоянно транслируют соответствующие вопросы взрослым. А взрослые прячут голову в песок, потому что не могут объяснить, почему, например, нельзя распорядиться материнским капиталом так, как считает правильным семья. 70 лет нам не хватило, чтобы понять, что регулировать цены нельзя. Мы обманываем детей. Мы придумали глупость, а теперь идем и учим их финансовой грамотности. А нужно детям прямо сказать, что как раз эти люди, которые регулируют цены, видимо, сами не прошли такие курсы. И когда вы вырастете, то, надеемся, эту глупость отмените, – сказал Павел Медведев.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)