При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Патриархи российской экономической мысли – Яков Миркин, Андрей Нечаев и Олег Вьюгин – на круглом столе в Ассоциации российских банков 22 сентября 2017 года поделились своими рецептами роста.
То, что Гарегину Тосуняну, президенту АРБ, удалось так достойно открыть новый сезон после драматических событий минувшего лета, говорит о многом. Например, о том, что Ассоциация жива, а её репутация позволяет приглашать к обсуждению насущных, я бы сказал, визионерских проблем, столь заслуженных экономистов. Но перейдём к теме круглого стола – где же, где же эти самые источники роста, что поднимут, наконец, Россию «с колен»?! Тех, кто ожидает, что это будут IT, сельское хозяйство, ВПК или ещё какая чудо-отрасль, конечно, ждёт разочарование. В России всё по-другому и всё читается между строк, всё в метафорах и всё – иносказательно. А как иначе? Экономический рост у нас как бы и рост, а как бы и нет. Это как взглянуть издалека и как поближе рассмотреть предмет.
О фокусах Росстата на пальцах
- Никого не должно расслаблять, что мы имеем некоторый экономический рост. Это из-за эффекта низкой базы. А ещё - Росстат пересмотрел методики расчёта. Вот, к примеру, водоочистка. Служба рапортует, что там рост на 20%. Ну как это?! Мы разве стали чаще мыться? Стираться? С чего бы?! Это очень странные эффекты. Кроме того, Росстат начал активно засчитывать вклад неформальной экономики в ВВП, задавая ей очень высокие темпы роста. Это вообще беспроигрышная стратегия – никогда не ошибёшься, ведь кто реально знает, как она там растёт? Другой фокус: сначала рост завышают, а впоследствии – занижают, - привёл пример Андрей Нечаев, экс-министр экономики и председатель партии «Гражданская инициатива».
Если кого-то выкладки Росстата и убеждают, то имя им – высшие чиновники государства, которые как мантру повторяют, что дно кризиса пройдено, рецессия позади и пр.
- Какой может быть рост при падении реальных доходов? Даже если, в самом деле, этот рост случился в каких-то отдельных отраслях? У нас 2,5 года безостановочно снижаются реальные доходы граждан. У нас закупки продуктов питания в этом году обновили минимум с 1991 года, - продолжил Нечаев.
Есть источники роста - тротуарная плитка, к примеру…
Яков Миркин, научный руководитель Международной школы бизнеса и технологий, критиковать Росстат не стал. А зачем критиковать, если даже имеющиеся статданные вызывают улыбку?
- Мы потеряли экономику простых вещей. Мы производим 1 купальник на 490 женщин, 1 пиджак на 75 мужчин. Столько же юбок. У нас экономическое чудо в машиностроении: в 2014 году мы производили в месяц 180 режущих станков, сейчас 320 в месяц. И это все равно примерно 6-7% от их выбытия. Да, стоит отметить, что экономическое чудо мы наблюдаем в таких отраслях, как ВПК, аграрном секторе, фармацевтике и в сегменте… «тротуарная плитка».
«Да вы на лица посмотрите!»
Олег Вьюгин, глава совета директоров «Сафмар финансовые инвестиции», тоже поделился интересными наблюдениями.
- Вчера президент встречался с представителями российского бизнеса. Вы обратили внимание на лица людей? Я не увидел ни в одном драйва. А это же очень важно! Мы вырастили огромное тяжёлое государство, где преобладают правоохранительные интересы. Риторически мы за рост, а фактически - сами за себя. Мы очень увлеклись, что все проблемы можно решить с помощью государства. И что в итоге? У нас 30% всей занятости – в государственных и квази-государственных компаниях.
«Не нужно дожидаться хороших институтов – дождёмся ещё более плохих»
Поговорили о недостатке инвестиций, об оттоке капитала из страны, о необходимости реформ, о курсе рубля и подобном, пока Яков Миркин не прервал этот правильный и содержательный, но бессмысленный для решения проблемы ряд вечных болезней российской экономики:
- То, что нужны реформы - преобладающая точка зрения. Вот, давайте, сделайте нам реформы, и мы начнём, наконец, работать. Нам не нужно дожидаться хороших институтов – мы дождёмся ещё более плохих. Надо сейчас создавать экономику стимулирующую. Перестать говорить, что в бизнесе нет проектов, они есть, их просто надо стимулировать.
Миркин привёл в пример, что в сельском хозяйстве, фармакологии и ВПК искусственно созданы нормальные условия. Такие, как налоговые льготы, доступный кредит, субсидии. Плюс, конечно, некоторым секторам помогла девальвация рубля.
- Жаль, что мы снова не используем кризис для роста. У нас опять сильный рубль, - посетовал учёный.
Рецепт простой: просто отстаньте!
Нечаев продолжил тему стимулирующих мер. По его словам, нужны даже не стимулирующие меры, а, зачастую, просто воздержание от каких-либо мер. Шкатулка открывается проще, чем вы могли подумать.
- У моих друзей есть небольшой бизнес – они делают деревянные дома. В качестве рекламы недавно поставили образец на МКАДе, согласовали, конечно. Но потом началось паломничество сонма проверяющих. Говорят, поставили на 18 метров от дороги, а нужно - на 23 метра! К слову, там 23 метра, но проверяющим-то нужно оправдывать свою работу. Так вот, моим друзьям не нужны никакие кредиты и льготы. Они просто хотят, чтобы от них отстали. При этом никаких законов и порядков они не нарушали и не собираются этого делать.
Нечаев остановился подробно на чудо-отраслях. Чтобы IT, наконец, по-настоящему выстрелило, чтобы программисты не уезжали массово из страны, нужно для этой отрасли продумать особую схему налогообложения.
- Здесь основной элемент издержек – зарплаты. 90% всех издержек.
Золотой век банкинга загубили
За сельским хозяйством Нечаев признаёт прорыв, но оговаривается.
- Не раскрашивал бы особо. Есть производство зерна и здесь всё хорошо, особенно после того, как сократилось поголовье скота, и мы нарастили экспорт. Тем не менее, каких-то крупных инвестиций в животноводстве нет. Почему? Нет уверенности, что антисанкции не снимут завтра. Для того, что коровка начала давать молока, должно пройти 3 года.
Смешно, но в России умудрились загубить даже такие зелёные ростки, как современный банкинг, считает Нечаев.
- Помните, был золотой век системы? Ещё каких-то несколько лет назад. Наша банковская система была одной из самых передовых в мире. На две головы выше немецкой системы! Знаете, что мобильный банкинг в Deutsche Bank появился только в прошлом году? А сейчас что? Тотальное подавление конкуренции. Власти объявили, что все средние и малые банки занимаются исключительно криминальным бизнесом.
«Я хочу, чтобы у меня оставалось время, чтобы думать и писать!»
Спорить мэтрам друг с другом не было никакой возможности, желания, а, главное, предмета. Тем временем, Яков Миркин продолжал формулировать задачи. Задачи, имеющие природу уже не совсем экономическую, но точно отражающие суть вещей.
- Источник роста – это высвобождение думающего творческого человека, - выдал Миркин и привёл в пример, как он постоянно отчитывается перед разными организациями, - А я хочу, чтобы у меня оставалось время, чтобы думать и писать!
Помимо стратегических решений, у Миркина есть и вполне тактические:
- Без создания насыщенной деньгами финансовой системы экономического роста не добьемся.
- Возможно, только я замечу, что в системе не наблюдается дефицита ликвидности. Напротив, есть профицит – порядка 1,5-2 трлн рублей. Но банки не хотят кредитовать. А это признак одной единственной проблемы в России – отсутствие доверия, - парировал Нечаев.
И с ним согласился Вьюгин, вспомнив программу Германа Грефа, с которой тот пришёл в министерство экономики в начале нулевых:
- В этой программе всё было завязано на доверии. Сейчас разрушается какое-либо доверие. Пройти этот цикл полностью нужно, чтобы начать с чистого листа.
Вот так. Стимулировать нельзя реформировать. Ждать нельзя действовать. Как обычно в России - нет волшебных отмычек и даже обычную запятую просто не поставить.
Москва.
обсуждение