При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российская экономика в условиях нынешних санкций будет развиваться по сценарию, близкому к иранскому. Но, понятное дело, точно прогнозировать даже ближайшее будущее сегодня не берётся никто. Между тем, Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Инвестиции», попробовал это сделать.
Вероятность выйти «сухим из воды» составляет 10%
– Давать прогнозы можно не ранее, чем экономика перестроит свои цепочки – найдёт внутренних и внешних покупателей и продавцов. Особое место в новой реальности занимают способы расчёта – валюты. Более-менее понятна картина станет спустя пару кварталов. А потому, то, что я говорю сейчас – не более, чем эскизы, наброски сценариев, – оговорился в самом начале специального вебинара Сергей Хестанов, советник по макроэкономике «Открытие Инвестиции».
По его словам, есть три сценария дальнейших событий: 1) Умеренно жесткие сценарии – с сохранением структуры экономики близкой к уже существующей; 2) Жёсткие санкции – с сохранением значительной части рыночной экономики – Иранский вариант; 3) Жёсткие санкции – с возвратом к административно-командной системе – вариант КНДР.
Вероятность первого сценария эксперт оценивает в 10% и склоняется к реализации иранского сценария.
В течение первых лет после введения санкций против Ирана, ВВП страны сократился в 3 раза, однако потом произошла стабилизация и рост. С минимумов ВВП страны поднялся в 1,5 раза. В настоящее время это примерно $4800 на душу населения в год. Таким образом, Иран за последние 40 лет смог отыграть лишь половину потерь.
В настоящее время российский ВВП составляет $11,800. Таким образом – если руководствоваться иранским сценарием – ВВП должен сжаться до $3,9 тысяч.
В случае с КНДР дело ещё хуже: $683 на душу населения в 2022 году. Плюс-минус.
Обратная индустриализация
Сергей Хестанов упомянул структурную трансформацию экономики, о которой недавно сообщили аналитики Банка России.
Эксперт согласен с основными выводами аналитиков ЦБ. В частности, что Россию ждёт «обратная индустриализация»:
– Технологии будут заменяться более устаревшими. Например, автомобили будут выпускаться без АБС. Не радует это, но, если стоит выбор – либо ездить, либо не ездить вообще – это меньшее зло.
Что касается четвёртого этапа – этапа достижения нового равновесия – то эксперт пока воздерживается от комментариев:
– Сейчас сценку дать невозможно, возможно, не ранее конца года и середины следующего года стоит вернуться к ответу на поставленный вопрос.
Острая фаза кризиса, как понял эксперт слова Эльвиры Набиуллиной, главы ЦБ, продлится до осени 2022 года.
В целом доклад ЦБ Хестанов оценивает высоко и предлагает ознакомиться с ним поближе.
Об импортозамещении
Говоря о фондовом рынке Ирана, Хестанов напоминает, что иранская биржа – довольно развита:
– Фондовая биржа стала для иранцев местом, где они могут защитить свои сбережения. Нет худа без добра. В Иране более 100 брокерских компаний, а количество инвесторов заметно выше, чем в России.
Отвечая на вопрос о самом уязвимом с точки зрения импорта секторов экономики, Хестанов назвал сельское хозяйство:
– Даже в сельском хозяйстве доля импорта значительна. 6-13% – даже это просто так заменить не получится. Нам ещё предстоит осознать, насколько велика была наша зависимость от импортных технологий, комплектующих.
По словам Хестанова, новые санкции – даже пусть умеренные – будут восприниматься отечественным бизнесом крайне болезненно
Возможный запрет иностранных акций аналитик считает маловероятным сценарием:
– Опаснее другое: не исключены ограничения со стороны наших западных партнёров. Владеть иностранными активами сегодня становится довольно сложно. Европейские, американские и японские брокеры прохладно относятся к русским клиентам.
«Чем сильнее санкции – тем выше шанс принятия либерального варианта регулирования криптовалют»
О будущем криптовалют в России
Борьба между сторонниками и противниками криптовалют сегодня происходит на самом высоком уровне, подчёркивает представитель «Открытия»:
– Нельзя исключать, что в итоге будет принято решение о жёстком лицензировании. Пока рано делать прогноз по этому направлению. Но однозначно можно сказать следующее: чем сильнее санкции – тем выше шанс принятия либерального варианта регулирования этого рыночного сегмента.
Москва.
обсуждение