Суббота, 21.12.2024
×
Фондовый рынок-2025. Куда и как инвестировать. Инвестиционные продукты, стратегии и портфели

В Москве состоялась XIX международная конференция по страхованию Russian Insurance Summit 2024

Аа +
- -

Казалось бы, тема цифровизации и развития страхового рынка – не самый очевидный повод вспомнить о душе, хотя, конечно, юбилейная для Всероссийского союза страховщиков дата к такому располагать может. Факт остаётся фактом – спикеры XIX международной конференции по страхованию (Russian Insurance Summit 2024) «30 лет ВСС – от прошлого к цифровому будущему» время от времени к разговору о душе возвращались, и выглядело это вполне уместным.

Ключевое мероприятие отрасли, организованное ВСС, состоялось 28 мая в Центре событий РБК, собрав на одной дискуссионной площадке практически всех наиболее известных российских экспертов этого сектора финансового рынка, к которым присоединились их зарубежные коллеги.

В конференции приняли участие представители Банка России, Госдумы, аппарата правительства, профильных министерств и ведомств, а также руководители крупнейших страховых и перестраховочных, финансовых и общественных организаций России, стран СНГ и зарубежных стран.

Бежать вдвое быстрее

Во время торжественной части и пленарного заседания «Взгляд»: 30 лет спустя» непринуждённую атмосферу в зале с успехом создавал обаятельный ведущий – журналист и общественный деятель Александр Любимов. Президент ВСС, Российского союза автостраховщиков (РСА) и Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Евгений Уфимцев взял на себя роль сомодератора. Он, в частности, отметил, что в силу специфики страхового рынка «никакой искусственный интеллект, никакая цифровизация не позволят изменить агентское направление в страховании, только дополнят, усилят и сделают полнее другие».

На том, что, когда речь идёт о рисках, человеку нужен живой человек сделали акцент большинство спикеров в течение всего мероприятия. При этом не все согласились называть его юбилейным, наметив встретиться на настоящем юбилее через двадцать лет. От такого заманчивого предложения аудитория, включая Александра Любимова, отказаться не смогла.

О прошлом же в тот день в Центре событий РБК не давали забыть не только доклады спикеров, разделившие между собой для простоты восприятия весь период на три десятилетия. Как нельзя кстати оказались пара настоящих малиновых пиджаков, органично сочетавшихся с весьма увесистыми золотыми цепями. Они пользовались большой популярностью у желающих сфотографироваться. Не менее живописными были предметы на столах докладчиков, призванные, по всей видимости, вызвать ностальгию по 1990-м, когда всё только начиналось. По заверению знатоков, Royal оказался фейковым, но чупа-чупс и Invite «совершенно настоящие». И вот в такой располагающей обстановке звучали интересные подробности практик страхования, канувших в Лету. Например, говорили о страховании кредитных рисков, которые довели до банкротства не одну страховую компанию, которых в 90-х, как и банков, было значительно больше.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, вспоминая тот период, рассказал, что начинал в банковской сфере, был руководителем банка и, естественно, плотно взаимодействовал со страховщиками. По его наблюдениям, банковские специалисты и страховщики, вроде бы «близкие родственники» со схожим мышлением, друг от друга заметно отличались. «Страховщики всё время вызывали у меня подозрение», – с долей юмора сказал он. Это осторожное отношение, по его словам, не покидало Аксакова долгое время и в Госдуме.

Тогда, по его ощущениям, страховой рынок был более консервативным и менее развивающимся на фоне банковского, уже продвигавшего новые технологии. «Если говорить о будущем, вот сейчас, на мой взгляд, как раз эта фундаментальность, в первую очередь, позволила создать мощную основу страхового рынка в стране, которая даёт основание говорить о том, что наш страховой рынок один из самых цивилизованных, один из самых профессиональных и фундаментальных в мире. То есть, те люди, которые здесь в зале сидят, которые работают на этом рынке, они реально такая серьезная основа для того, чтобы двигаться вперед», – подчеркнул Аксаков.

При этом он заметил, что «страховщики становятся более шустрыми, чем банкиры», поменявшись с ними ролями, и начинают активнее предлагать варианты применения современных технологий, в том числе цифровых, для того, «чтобы удалённо страховать, чтобы более эффективно, дешевле, качественно». Аксаков полагает, что страховка будет вторгаться во всё, что только можно, причём люди будут страховаться охотнее. «Жизнь такая меняющаяся, жизнь очень непредсказуемая. Цифровые технологии – это, в том числе, огромные риски, связанные с непредсказуемостью использования этих технологий». Анатолий Аксаков считает, что возможность застраховать этот риск позволит более уверенно использовать такие технологии. «В общем, я смотрю с большим оптимизмом и с благодарностью на страховой рынок и уверен, что мы вместе ещё очень много сделаем для того, чтобы наш страховой рынок был лучшем в мире», – заключил он, отметив, что «бежать надо быстрее, ещё быстрее, быстрее, быстрее» и, конечно, от ВСС многое зависит. Как тут не вспомнить Кэрролла с его «Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!!».

В соответствии с видением директора департамента страхового рынка Банка России Ильи Смирнова, который отметил способность российских страховщиков к динамичным изменениям, 90-е годы сравнимы с младенчеством, следующее десятилетие соответствует этапу раннего подросткового возраста, который со временем сменил взрослый подростковый возраст.

«Виды личного страхования – что моторное страхование, что личное страхование, что страхование жизни нужны не только потребителем. Информация об этом востребована банками, какими-то другими участниками рынка. Обмен этой информацией – то озеро данных, которое создаётся», – считает он важным.

Смирнов также признал, что в какой-то момент страховщики заметно проигрывали банкам. Вместе с тем сейчас, подталкивая общество к изменениям, страховщики реализуют не только функцию зарабатывания прибыли для акционеров, но и функцию изменения правил игры в обществе, изменения отношения общества к тем рискам, которые есть в реальном секторе. «И вот это изменение отношения к рискам – самая важная, вероятно, из тех функций, которые могут выполнять страховщики», – заключил Илья Смирнов.

Новые риски

Вторую часть мероприятия своим участием украсила актриса Юлия Пересильд, которая те только успела доказать свою способность пойти на «космические риски», но и свободно ориентируется в страховых терминах. В её исполнении прозвучал неопубликованный фрагмент из «12 стульев» о перипетиях страхования жизни близких родственников преклонного возраста.

Надо отдать должное, достаточно внимания было уделено и тому, что нужно делать дальше и какие задачи стоят впереди. Примечательно, что в рамках мероприятия Всероссийский союз страховщиков и Российский союз промышленников и предпринимателей подписали соглашение о системном сотрудничестве, где одним из важнейших направлений взаимодействия названо разрешение споров в страховании в досудебном порядке. Президент ВСС Евгений Уфимцев в этом контексте рассчитывает на выстраивание сотрудничества с Арбитражным центром РСПП в сфере медиации и разрешения споров в страховании.

Не секрет, что страховой рынок исторически не менее банковского привлекал мошенников, а если вспомнить мировую классику литературы и кинематографа, то, пожалуй, и больше. По выражению генерального директора группы «Зетта Страхование» Игоря Фатьянова, который возглавляет комитет ВСС по противодействию страховому мошенничеству, дело это по-прежнему живёт, но, к счастью не торжествует.

Фатьянов не отрицает, что у определённой категории граждан есть выраженная тяга не просто восстановить своё имущественное или материальное состояние за счёт страхования, а сделать его существенно лучше, но на пути этого понятного чувства встают специалисты, занимающиеся противодействием такого рода мошенничеству. «И страховое мошенничество и те, кто ему противодействуют, прошли большой путь за эти 30 лет», – отдал должное генеральный директор.

«Я бы начал с того, что самым заметным сдвигом в отношении страхового мошенничества стало отношение страховщиков к работе друг с другом», – сказал он, предлагая рассматривать подобные изменения как выраженную тенденцию последних лет. «Возникло понимание того, что даже если ты в своей страховой компании отвадил мошенников, а в это время в другой компании эту тему не запустили – не работает эффективно противодействие страховому мошенничеству, то оно прорастает. Это как если условно ты в одном углу ванной почистил плесень, а в другом нет, и думаешь, что она туда не придёт. Нет, придёт. И страховщики начали объединяться».

Фатьянов признал, что лидером остаётся ОСАГО, вместе с тем он полагает, что закат не за горами. По его наблюдениям, открывается новая стезя – это мошенничество в сфере страхования жизни и здоровья: «Много случаев с фальшивой диагностикой по онкологии, приходится сталкиваться с подставными несчастными случаями. Это действительно проблемная зона, потому что этически такие случаи расследовать гораздо сложнее».

Мошенники были и будут всегда, констатировал генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» Николай Галушин. Также он полагает, что будущее страхования, его цифровая модель предполагает трансформацию в часть другой услуги. «Это будет частью вашего договора на покупку транспортного средства, это будет частью вашего контракта на полёт в Таиланд на съёмки, это будет частью других каких-то сервисов, которые вы приобретаете каждый день». Такое цифровое будущее, которое нас ждёт, делает важным пристальное внимание к образу озера данных, который в своём выступлении нарисовал Илья Смирнов. Напомнив об этом, Николай Галушин, в свою очередь, предостерёг от двух концептуальных опасностей.

Он не скрывает, что очень боится двух рисков: «Я не хотел бы, чтобы озеро данных мы превратили в прудик данных, и я не хотел бы, чтобы озеро данных превратилось в болото данных». Галушин пояснил, что в первом случае речь идёт о ситуации, когда данные собираются исключительно для галочки, а во втором – такого качества, что на их основе никакой модели, в том числе, для борьбы с мошенничеством не построишь. «Я за чистую воду в озере данных и за будущее нашего рынка», – заключил он.

Душа и «цифра»

Так сложилось, что активно внедрять «цифру» в страховании одними из первых начали агростраховщики. Но, в связи с тем, что заморозки этого года волнуют всех, первый вопрос президенту НСА Корнею Биждову был задан не о цифровизации, а о будущем урожае. «Урожай будет в этом году?» – спросила его сомодератор Юлия Пересильд. «Урожай будет. По всем рациональным прогнозам оснований для беспокойства, что мы остались без хлеба, нет никаких. Пострадал всего один процент посевных площадей. Да, заморозки этого года масштабные и территориально их распределение очень большое», – отметил Биждов. В денежном выражении речь пока идёт о заявленных убытках в размере чуть больше миллиарда. «Уже на сегодняшний день наши страховые компании заплатили 240 млн рублей нашим уважаемым аграриям», – сказал президент НСА, отметив, что некоторые выплаты совершались в течение трёх часов после получения комплекта документов.

Биждов пояснил, поблагодарив Банк России за поддержку, что более восьми лет назад, агростраховщики получили согласие на некую нормативную конструкцию, которая позволяет всем компаниям – членам НСА получать бесплатный для них доступ к системам космомониторинга (долгое время они были зарубежными, сейчас используются качественные российские аналоги). Поэтому урегулирование убытков происходит следующим образом – заявление страхователя, доскональная проверка состояния этих полей, подтверждение и оформление страхового акта с очень ускоренной страховой выплатой.

«Сегодня сотрудник, сидя в московском офисе, например, «АльфаСтрахования» или «Росгосстраха», может увидеть размер посевов, которые взошли и их состояние. И он же рассчитывает коэффициент NDVI, который говорит, что это поле в хорошем состоянии и здесь выплата не нужна или наоборот», – поделился Корней Биждов.

По мнению генерального директора «АльфаСтрахования» Владимира Скворцова, цифровое будущее – это не умозрительный образ где-то впереди нас, «но оно уже здесь, сегодня, сейчас». «Но при этом совершенно точно человеческий фактор никуда не денется и наши агенты, и наши люди, которые отвечают за урегулирование страховых случаев – они точно останутся и будут являться важнейшей составляющей нашего сервиса, потому что это и человеческое общение, и душа, и понимание клиента. Потому что, сколько бы мы не говорили про искусственный интеллект, но там нет никакой эмоции, там нет никакого сочувствия, нет сопереживания, понимания клиента. А это очень важно везде, в любом виде сервиса, тем более в страховании, когда речь идёт о том, что мы помогаем людям в тяжелые минуты их жизни. И я абсолютно убеждён, что без этого страхование не будет таким, каким оно должно быть», – полагает Скворцов.

Заместитель генерального директора компании «Ингосстрах» по внешним связям Илья Соломатин также считает «цифру» хорошим инструментом. Чтобы полнее выразить свое отношение к цифровизации страхового рынка, он напомнил участникам конференции о персонаже из хорошего фильма «Москва слезам не верит», который говорил, что театра не будет, будет только кино. «Жизнь показала, что театр остаётся, мы все туда с удовольствием ходим. Так и страхование – оно останется всегда. … Мне кажется, наша задача сохранить в страховании человеческий фактор, элементы искусства и то, что мы можем туда вложить – нашу душу. Мой прогноз, надеюсь, он не радикальный – мне кажется, в страховании всегда будет душа», – заключил Соломатин.

Более подробно отдельные направления страхования – страхование жизни, медицинское страхование и агрострахование – обсудили на круглых столах. Также в рамках мероприятия впервые состоялась питч-сессия проектов в сфере цифровых решений для страховой отрасли. Победила компания CraftTalk, участник «Сколково».

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)