При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Частные акционеры московского аэропорта Шереметьево задумались о продаже 30-процентного пакета акций, возможно, иностранному инвестору, сообщил председатель совета директоров и совладелец Шереметьево.
Александр Пономаренко, который вместе с другими миллиардерами из списка Forbes Александром Скоробогатько и Аркадием Ротенбергом владеют более 66 процентами аэропорта, сказал, что деньги от продажи могут понадобиться на выкуп доли государства, если возникнет необходимость.
У акционеров Шереметьево есть договоренность с властями о встречных опционах на выкуп 30,5-процентного госпакета. РФ может предъявить пакет к выкупу в любое время (put-опцион), при этом акционеры с октября-ноября этого года смогут сами купить этот пакет у государства (call-опцион).
“То есть теоретически может сложиться ситуация, когда нам придется искать денежные средства для выкупа госпакета”, - сказал Пономаренко в интервью Рейтер.
“Мы думаем по этому поводу. Если мы найдем покупателя на 30 процентов, то у нас есть возможность реализовать call-опцион”, - сказал Пономаренко.
В начале прошлого года Пономаренко объявил, что акционеры планируют найти покупателя на 10 процентов акций, но в интервью на прошлой неделе он сказал, что решение может поменяться.
“Мы, возможно, не будем рассматривать продажу 10 процентов и будем думать о продаже 30 процентов акций”, - сказал Пономаренко.
“Мы понимаем, что 10 процентов менее интересно покупателю, потому что это меньше 25 процентов. Нужно продавать больше блокпакета, чтобы получить наибольшую цену и заинтересовать инвестора”.
“Вопрос окончательно не решен. Возможно, мы в этом году успеем принять решение о продаже пакета”.
Потенциальных покупателей доли Пономаренко не назвал, но сказал, что покупателем может стать стратегический или финансовый инвестор, скорее всего, иностранный.
По его словам, 10-процентный пакет планировалось продать за $400-500 миллионов, о цене 30-процентного пакета он говорить не стал.
Мотивом для продажи 10 процентов в прошлом году было финансирование объектов, которые должны быть построены по соглашению с государством - терминала B, межтерминального перехода, грузового комплекса и третьего ТЗК, сказал Пономаренко.
“Когда мы думали о продаже 10 процентов, мы переживали - а вдруг нам не хватит денег на реализацию инвестпрограммы? Мы страховались, хотели создать резерв для покрытия риска удорожания стоимости строительства четырех объектов”.
“Теперь все объекты построены и введены в эксплуатацию, поэтому необходимость в продаже 10 процентов у нас отпала”.
“НАМ НАДО СТРОИТЬ”
Шереметьево - базовый аэропорт крупнейшего в РФ авиаперевозчика государственного Аэрофлота, который в прошлом году перевез более 48 процентов всего пассажиропотока российских авиакомпаний. В Шереметьево теперь базируется две крупнейших авиакомпании группы - сам Аэрофлот и Россия, которые дают аэропорту около 80 процентов пассажиропотока.
“Мы рассчитываем наш прогноз в первую очередь исходя из планов развития Аэрофлота как национального перевозчика”, - сказал Пономаренко.
Кроме объектов, построенных по договоренности с государством, компания планирует построить первую и вторую очереди терминала C, реконструировать терминал F, подвести ветку Аэроэкспресса к южному терминальному комплексу и построить вторую очередь грузового терминала, а также после запуска третьей взлетно-посадочной полосы реконструировать первую.
“Основные инвестиции мы делаем до 2026 года. Это почти $2,5 миллиарда, они обеспечат пропускную способность аэропорта до 100 миллионов пассажиров в год”, - сказал Пономаренко.
Пассажиропоток к 2025-2026 с учетом построенных объектов прогнозируется на уровне 80 миллионов человек, сказал он.
В 2018 году аэропорт обслужил 45,8 миллиона человек, прогноз на 2019 год - 51,9 миллиона.
Первая очередь терминала C на 20 миллионов пассажиров будет запущена в этом году, до конца года начнется проектирование второй очереди терминала C на 15 миллионов человек и проектирование и строительство второй очереди карго-терминала, сказал он.
“Если мы не сделаем терминал C, то Аэрофлоту некуда будет развиваться. Максимальная пропускная способность терминала D - это 20-21 миллион человек”.
В 2018 году аэропорт Шереметьево получил $937 миллионов выручки, включая 36 процентов неавиационных доходов, и $414 миллионов EBITDA. В этом году менеджмент прогнозирует рост EBITDA до $553 миллионов при росте выручки до $1,182 миллиарда.
По соглашению с государством объекты были построены на деньги акционеров - долг аэропорта сократился с более $800 миллионов до $693 миллиона по состоянию на конец 2018 года.
“Мы долг увеличивать не будем, но не будем и уменьшать. Нам надо строить”, - сказал Пономаренко.
Частные акционеры сейчас не задумываются о продаже аэропорта, пока рассчитывая зарабатывать на дивидендах, сказал он.
По договоренности с государством в ближайшие годы Шереметьево рассчитывает платить минимум 25 процентов дивидендов от чистой прибыли, с 2021 года - по 50 процентов от чистой прибыли, о чем акционеры договорились с государством, сказал Пономаренко.
Сейчас более 66 процентов аэропорта принадлежит компании Шереметьево холдинг, в которой 65,22 процента контролирует траст, действующий в интересах семей Пономаренко и Скоробогатько, и 34,78 процента – Аркадий Ротенберг.
РФ принадлежит 30,5 процента акций, еще 2,4 процента у Аэрофлота и 1 процент – у ВЭБ Капитала.
Пономаренко и Скоробогатько, ранее владевшие крупнейшим в РФ морским портовым оператором Группой НМТП, занимают 36 и 37 строчку российского списка миллиардеров Forbes с состоянием по $3,2 миллиарда, Ротенберг - на 41 месте с состоянием $2,6 миллиарда. Ротенберг, давний друг Путина и его бывший спарринг-партнер по дзюдо, в марте 2014 года был включен в санкционный список США.
обсуждение