При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Кредитные учреждения расширяют свой функционал. К классическим финансовым продуктам прибавляются государственные услуги — теперь клиент может воспользоваться соответствующими сервисами в своем банке. Специалисты отмечают, что открытие окон МФЦ в банках делает государство ближе к населению, а также значительно упрощает жизнь граждан. Полноценную работу окон МФЦ в своих офисах уже запустили Сбербанк, ВТБ24 и Бинбанк.
Банки превращаются...
В 2015 году Минкомсвязи объявило о запуске проекта, который должен сделать государство ближе к гражданам. Тогда замглавы ведомства Алексей Козырев сообщил, что российские банки начнут предоставлять своим клиентам госуслуги. То есть кредитные учреждения примерят на себя роль многофункциональных центов (МФЦ).
Ожидается, что проект поможет наладить в России сервисную модель взаимодействия между государством и гражданином. Выбор пал на банки не случайно: они так или иначе проводят идентификацию клиентов, а их услугами пользуется подавляющее большинство населения.
По прогнозу Минкомсвязи, к 15 декабря 2018 года центры госуслуг на базе банков заработают в 80 регионах страны. Изначально проект был заточен под малый бизнес — анонсировалось предоставление свыше 200 госуслуг, ранее доступных только в МФЦ.
Согласно опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 61% россиян сетует на то, что в их населенном пункте очень трудно открыть собственный бизнес, и только 3% респондентов планируют заняться бизнесом.
Одна из причин такого предпринимательского пессимизма — затрудненный доступ к государственным услугам. Банки, совмещенные с МФЦ, призваны решить данную проблему. При этом проект Минкомсвязи расширился. Теперь и физлица смогут получить госуслуги в банках.
...в многофункциональные центры
Пионером проекта стал Сбербанк. В августе 2016 года в Тамбове в одном из филиалов крупнейшей финансовой организации страны открылся МФЦ, в котором предприниматели могут получить 142 вида услуг (например, регистрация бизнеса, регистрация прав собственности на недвижимость).
ВТБ24 также стал участником проекта в октябре 2016 года. МФЦ открылся в новосибирском офисе банка, на старте он позволял бизнесу получать до 100 разных видов госуслуг. В кредитной организации отмечали, что принцип «одного окна» прекрасно вписывается в рабочий процесс: клиент-предприниматель получает одновременный доступ и к финансовым продуктам, и к государственным сервисам.
В июле 2017-го в отделении Бинбанка на Новом Арбате открыли окно МФЦ Московской области. Примечательно, что в этом центре получать услуги могут и физлица. Им, к примеру, доступна регистрация недвижимости, купленной в области. В целом клиентам банка (как частным лицам, так и предпринимателям) дали возможность выбирать из 200 различных услуг.
Квартирный вопрос
28 августа Бинбанк подвел промежуточные итоги работы окна МФЦ. В кредитной организации считают их удачными. Так, за месяц оно обслужило 700 человек, они получили услуги по более 1,5 тыс. обращений.
По статистике банка, самой востребованной услугой стала регистрация подмосковной недвижимости. На нее пришлось примерно 80% всех обращений. Оставшиеся 20% — клиентские запросы на получение выписок из ЕГРН, а также услуги для предпринимателей. 90% обратившихся граждан — жители Москвы.
Замминистра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Елена Дрыганова отметила, что услуги областного МФЦ в столице востребованы и москвичами, и жителями Подмосковья.
«Это очередной шаг к распространению услуг Московской области на территории столицы. Наше сотрудничество с Бинбанком — успешный пример государственно-частного партнерства, и мы планируем расширять его в дальнейшем», — прокомментировала она.
Специалисты также отмечают, что появление МФЦ для физлиц позволит клиентам с помощью цифровой подписи оформлять госрегистрацию документов по ипотечным сделкам. Время регистрации с помощью окна в банке значительно снижается по сравнению с той же процедурой через «обычный» многофункциональный центр.
В итоге достигаются две цели. Клиенты, оформляющие ипотеку, могут тут же зарегистрировать все необходимые документы. Экономика тоже остается в плюсе — ипотечный рынок начинает расти быстрее.
На данный момент власти Подмосковья и Бинбанк работают над расширением комплекса возможностей для клиентов. В ближайших планах — запуск услуги по переоформлению водительских удостоверений.
Антистресс
Слияние банковских и государственных услуг — важнейший шаг на пути сближения властей и населения. Барьеров между ними становится всё меньше, а государственный сервис — всё более доступным. Выигрывают от такого симбиоза все участники процесса: в первую очередь клиенты, затем банки и само государство.
обсуждение