При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Одной из основных тем Московского финансового форума ожидаемо стали способы достижения целей майского указа Владимира Путина. Приехавший в столичный Манеж премьер-министр Дмитрий Медведев рассказал о готовящихся Белым домом «Основных направлениях деятельности правительства до 2024 года», отметив, что упор будет сделан на создание условий для привлечения в экономику частных, в том числе и возвращаемых из-за рубежа, вложений и на гарантировании стабильности российского налогового климата.
По словам Дмитрия Медведева, «основные направления» на предстоящую шестилетку будут содержать тактические и стратегические шаги по достижению поставленных президентом задач. Акцент будет сделан на увеличении инвестиций (с текущих 21% до 25% ВВП). Этому должны помочь формируемые сейчас новые условия для возвращения капиталов из-за границы — это, в частности, создание специальных административных районов, в которых можно будет перерегистрировать контролируемые россиянами офшорные фирмы, минимизировав тем самым последствия санкций. Продолжит правительство и политику вовлечения частных средств в проекты, в частности в инфраструктурные. Созданный Фонд развития объемом 3,5 трлн руб., по словам премьера, должен привлечь широкий круг инвесторов и «предоставить необходимую поддержку не только крупным компаниям, но и относительно небольшим предприятиям».
По части всегда волнующих бизнес налогов премьер заявил, что правительство продолжит курс на формирование стабильных и предсказуемых налоговых условий. Именно такой логикой Дмитрий Медведев объяснил решение о повышении НДС: «Мы понимали, что перед нами стоят большие цели (а значит, необходимы и большие расходы), но при этом старались минимизировать влияние этого шага на доходы людей». Первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов пояснил, что повышение НДС при профиците бюджета (по его оценкам, в 2018 году он составит 2%) — это поиск источников дохода, не связанных с внешней конъюнктурой.
Из немногих ожидаемых фискальных новинок — давно обещанный законопроект о включении части неналоговых платежей в Налоговый кодекс (в него могут войти, в частности, экологический, курортный и утилизационный сборы). Итоговый проект, по словам Дмитрия Медведева, ожидается в начале 2019 года. «В целом нынешняя фискальная нагрузка в России соответствует уровню стран ОЭСР»,— заверил премьер, подчеркнув, что в ближайшие шесть лет этот уровень сохранится.
Партнер компании McKinsey Дэниэл Корн представил на форуме исследование «Инновации в работе налоговых служб разных стран мира». По оценке аналитиков компании, недополучаемая правительствами всех стран сумма налогов, пошлин, сборов и иных фискальных платежей составляет порядка $5 трлн в год. Проведя необходимые преобразования в работе налоговых служб, по словам господина Корна, власти могли бы получать пятую часть этой суммы — $1 трлн. Удобство и простота подачи декларации, отметил партнер McKinsey, повышают собираемость налогов — опыт североевропейских стран показал, что подача декларации «в один клик» приводит к росту сборов. По словам эксперта, анализ работы налоговых ведомств 20 стран показал, что автоматизация в их работе занимает большое место, но физический контакт с налогоплательщиком по-прежнему распространен.
Глава ФНС Михаил Мишустин с этим спорить не стал, отметив, что задача налоговых и таможенных органов — «встроиться в среду налогоплательщиков и стать незаметными», снизить административное давление. Глава ФНС заверил, что с точки зрения цифровой экономики между доходообразующими ведомствами и бизнесом уже нет большой разницы, налоговики ведут аналитику цифровых данных для увеличения бюджетных доходов. «Мобильные операторы и банки используют поведенческую аналитику для прогнозирования поведения своих клиентов и выявления тех, кто хочет сменить оператора или банк,— сказал Михаил Мишустин.— Мы тоже начинаем работать с поведенческой аналитикой, чтобы распознать, какие последовательности действий позволяют прогнозировать возможные риски и нарушения законодательства в будущем, и работать с этими клиентами».
Взаимодействие с таможенной службой уже позволило ФНС добиться одного из самого низких в мире показателя налогового разрыва по НДС — менее 1%, в то время как в Европе — это 10–15% (речь идет о разнице между принятым к вычету НДС покупателем и начисленным НДС с продажи продавцом — означает, что 1% вычетов не обеспечен поступлением с продаж и является объектом налогового контроля). «Это стало возможным благодаря тому, что мы фиксируем все счета-фактуры по всем цепочкам»,— сказал Михаил Мишустин.
обсуждение