При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Экспобанк планирует выйти в розничный сегмент кредитования и активно развивать выдачу автокредитов, заняв 5% на рынке до конца года. Банк запускает собственную площадку, где будут аккумулироваться предложения по продаже новых и подержанных автомобилей от дилеров, которые можно будет приобрести в кредит онлайн. Однако эксперты считают, что сейчас не лучшее время для выхода новичка в сегмент и маркетплейс не даст банку достаточный трафик клиентов для достижения запланированных показателей.
О том, что Экспобанк запустит автомаркетплейс «Автоэкспресс» и планирует развивать автокредитование, “Ъ” рассказали в самом банке. На платформе будут собраны объявления о продаже новых и подержанных машин от дилеров, на любой из которых можно будет оформить онлайн-заявку на кредит в Экспобанке. Рассмотреть ее банк обещает за 30 минут, оформить кредит — за 20 минут. Базовая версия площадки будет запущена 29 августа, планируется, что на полную мощность она выйдет к октябрю. На момент запуска в каталоге «Автоэкспресса» будет порядка 60 тыс. автомобилей (из них около 30% подержанных), к концу года банк планирует увеличить предложение примерно втрое.
По словам предправления Экспобанка Алексея Санникова, еще в 2017 году стало очевидно, что в сегменте автокредитования накопился большой отложенный спрос. «Мы поняли, что нам интересна данная ниша,— поясняет он.— Но смотрим на нее именно через призму экосистемы, поскольку понимаем, что первичная потребность человека — это покупка машины, а автокредит выступает лишь помощником».
Несмотря на выход в розничный сегмент, банк не планирует менять свою бизнес-модель, он продолжит концентрироваться на корпоративном бизнесе и обслуживании состоятельных частных клиентов, подчеркнул господин Санников. До запуска площадки банк выдавал автокредиты по стандартной схеме через дилеров. По состоянию на 28 августа 2018 года, по данным банка, его портфель автокредитов составил более 9 млрд руб. В Экспобанке рассчитывают, что до конца года благодаря платформе его доля на рынке автокредитования вырастет до 5%.
По данным аналитического агентства Frank RG, на 1 июля 2018 года Экспобанк занимал 24-е место на рынке автокредитования с портфелем 3,2 млрд руб. Совокупный портфель рынка составил чуть менее 805 млрд руб. Чтобы занять 5% рынка, Экспобанку необходимо попасть как минимум в семерку лидеров, которую замыкает Тойота-банк с объемом автокредитов чуть больше 49 млрд руб. Первое место на этом рынке занимает Сетелем-банк (107,3 млрд руб.), далее идут ВТБ (101,9 млрд руб.), Русфинанс-банк (90,9 млрд руб.), Совкомбанк (58,4 млрд руб.), Юникредит-банк (50,8 млрд руб.), РН-банк (50,5 млрд руб.).
По словам банкиров, до сих пор прецедентов создания подобных площадок не было. Но в последнее время выдачи замедляются (см. “Ъ” от 3 августа), поэтому время для выхода на рынок вряд ли можно назвать удачным. «Выдачи фактически стагнировали из-за завершения программ господдержки, и до конца года мы не ожидаем особого роста,— отмечает зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.— Сегмент подержанных автомобилей также растет незначительно». По словам гендиректора Frank RG Юрия Грибанова, банку придется и решать задачу продвижения нетипичного для него продукта, и развивать непрофильный сервис: «На рынке есть примеры запуска двойного продукта, например, магазинов рассрочки или маркетплейсов квартир, однако такие вспомогательные продукты остаются нишевыми историями и не драйвят бизнес. Ни один банковский маркетплейс не стал лидером с точки зрения генерации трафика, поскольку достаточно дорогие покупки люди предпочитают совершать через традиционные для них каналы». Более логичная история — сотрудничество со специализированными площадками в выбранном сегменте, считает господин Грибанов, это менее рискованный путь с точки зрения инвестирования, поскольку продавать продукт и одновременно ломать предпочтения потребителей очень сложно.
обсуждение