При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Вчера ОАО РЖД и ФАС подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в рамках создания Совета рынка железнодорожных перевозок. Как пояснил глава ФАС Игорь Артемьев, соглашение "открывает серию присоединений", по итогам которой ФАС уже к сентябрю ожидает увидеть в совете всех участников рынка.
Совет рынка — одна из ключевых идей ФАС по реформе железнодорожных перевозок. Господин Артемьев еще в январе предложил Владимиру Путину создать в отрасли саморегулируемую организацию наподобие "Совета рынка" в электроэнергетике (действует со второй половины 2000-х годов и является одним из ключевых регуляторов). В совете, по предложению ФАС, должны быть представлены участники рынка, ОАО РЖД, грузоотправители и госорганы, в перспективе он будет регулировать коммерческую инфраструктуру по предоставлению вагонов. Президент поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу рассмотреть эти предложения и в конце мая тот их концептуально одобрил. Но вопрос электронных торгов услугой по предоставлению вагонов вызывал наиболее острые противоречия в отрасли, и в докладе господина Дворковича этот вопрос вообще не был затронут.
Тем не менее господин Артемьев вчера в очередной раз говорил о том, что рынку перевозок на железной дороге необходима система торгов, которая "приведет к огромным изменениям". Глава ФАС сравнивал ее с интернет-агрегаторами услуг, действующими на рынке такси,— "Яндекс.Такси" и Uber, и признавал, что потребители от этого выиграют, "хотя, может быть, кому-то и будет плохо". Вопрос о торговой площадке не вошел в подписанное вчера соглашение, но Игорь Артемьев сообщил, что есть договоренность, что ОАО РЖД на своей базе с участием ФАС и рыночных структур создаст такую электронную площадку. По мнению замгендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, ФАС и ОАО РЖД обречены взаимодействовать — "монопольная деятельность должна регулироваться". Он полагает, что в вопросе создания системы торгов интересы службы и монополии по ряду вопросов могут совпадать, и действовать в приказном порядке для ФАС неконструктивно, без полноразмерного участия ОАО РЖД организовать систему торгов перемещением вагонов невозможно.
Также Игорь Артемьев подтвердил, что ФАС недовольна сейчас не столько стоимостью услуг железных дорог, сколько портовиками. По его словам, при анализе транспортных затрат грузоотправителей выяснилось, что "произошел чудовищный рост цен на услуги стивидорных компаний", который "фактически сжирает половину всей стоимости грузоперевозки по России". Вины железных дорог в этом нет, подчеркнул глава ФАС, а у стивидорных компаний "закружилась голова после того, как произошло дерегулирование" отрасли в 2013 году. Помимо уже возбужденных против портовиков девяти антимонопольных дел, ФАС возбудит еще более десятка, уведомил он, добавив, что служба будет добиваться снижения тарифов и отказа от практики установления их в валюте, и не исключив возврата регулирования в отрасли.
обсуждение