При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как стало известно “Ъ”, на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, посвященном тарифам «Транснефти», замглавы ФАС Анатолий Голомолзин выступил с предложением создать банк нефти. Это помогло бы монетизировать разницу по содержанию серы в нефти, сдаваемой в систему монополии. Постоянно растущая добыча нефти с высокой серой (по оценкам «Транснефти», по 3–3,5 млн т в год) снижает качество сырья, идущего на экспорт, и давно вызывает споры между компаниями-производителями. Так, сейчас при допустимом уровне серы в марке Urals в 1,8% ее содержание в нефти «Татнефти» и «Башнефти» превышает 2–2,3%.
По предложению ФАС, компании, сдающие сернистую нефть, должны будут «реальными деньгами» компенсировать производителям низкосернистой нефти разницу между ценой своего сырья и Urals. Для реализации идеи ФАСпридется просить данные от компаний и отслеживать движение и качество нефти на всем пути по трубе, что почти невозможно: если хоть одна компания откажется предоставлять данные, вся система не будет работать. Пока, говорит источник “Ъ”, знакомый с идеей ведомства, она на начальном уровне разработки, и у нее мало шансов на реализацию. В ФАС на запрос “Ъ” не ответили.
Свой виртуальный банк нефти уже несколько лет функционирует у «Транснефти». Как пояснил “Ъ” советник президента компании Игорь Демин, это программный комплекс, который учитывает сдаваемую нефть по плотности и сере. «Но это внутренний продукт, с которым мы можем знакомить только наших клиентов»,— поясняет он. По словам господина Демина, сама «Транснефть» не может контролировать уровень поступающей высокосернистой нефти, так как не имеет права отказать кому-то в доступе к трубе: «У нас громадное количество точек входа в систему и большое количество точек выхода. И из каждой из них нефтекомпания может потребовать тот объем, который она сдала».
Наиболее реальным путем решения проблемы может стать отдельная труба для высокосернистой нефти в порт Усть-Луга. Вариант обсуждается уже несколько лет, но теперь процесс активизировался, говорят источники “Ъ”, знакомые с итогами совещания у замглавы Минэнерго Кирилла Молодцова с нефтекомпаниями на прошлой неделе. Речь идет об использовании уже имеющейся инфраструктуры с точечными доработками (строительство лупингов и компрессорных станций). Как уверяет собеседник “Ъ”, Минэнерго и крупнейшие игроки поддержали идею, против традиционно выступили производители Татарстана и Башкирии. В 2015 году «Транснефть» оценивала затраты на отдельную трубу с содержанием серы в 2,2% в 2,5 млрд руб. при прокачке до 23 млн т в год.
По словам источника “Ъ”, близкого к Минэнерго, сейчас прорабатывается еще два варианта. Во-первых, это строительство или модернизация НПЗ, которые были бы изначально рассчитаны на высокосернистую нефть. Такой завод — ТАНЭКО с возможностью переработки нефти с серой в 3,5% — уже построил в Татарстане ТАИФ. Но сейчас ТАНЕКО потребляет нефть с серой не выше 1,85%, что почти соответствует качеству Urals. К тому же нет конкретики, кто, на какой объем и в какие сроки должен строить подобные НПЗ. Другим вариантом является компаундирование нефти (технология управляемого смешения), но для этого нужна соответствующая инфраструктура. «Сейчас получается с точностью до наоборот — 12 млн т легкой западносибирской нефти повернули на восток, где проблемы с серой и так нет»,— говорит один из источников “Ъ”.
По данным “Ъ”, именно переброска «Роснефтью» ее сибирской нефти в Китай и растущая сера на западном направлении стали причиной активизации обсуждения. В Минэнерго “Ъ” сообщили, что «была проведена оценка вариантов обеспечения сохранения качества нефти, поставляемой на российские НПЗ, среди которых вариант выделения высокосернистого потока в направлении порта Усть-Луга», при этом окончательное решение не принято. В «Роснефти» не стали комментировать ситуацию. С группой ТАИФ связаться не удалось. Самый простой вариант — построить отдельную трубу для высокосернистой нефти, считает советник ассоциации РИСКОМ Елена Кадочникова: такая нефть плохо сказывается на состоянии металла, и даже если использовать существующую инфраструктуру, ее нужно будет особым образом дорабатывать.
обсуждение