При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Главной проблемой всех финансовых организаций, ликвидацией или санацией которых в настоящее время занимается ЦБ, были перекосы в корпоративном управлении. Об этом рассказал в ходе одной из сессий Международного финансового конгресса первый зампред ЦБ Сергей Швецов, приведя в пример недавние кейсы банка «ФК Открытие» и «Росгосстраха». По его мнению, к плачевной ситуации в обоих случаях привели работающие только «для галочки» советы директоров, тогда как в реальности все решения принимали теневые директора.
Первый зампред ЦБ Сергей Швецов назвал главной причиной краха крупных финансовых организаций, перешедших под контроль регулятора, перекосы в корпоративном управлении. «В Банке России есть специальное подразделение, которое проводит расследование в случае, если (в финансовых организациях) происходит что-то, выходящее из нормы. Может, где-то это проблемы кредитной политики, где-то — кредитование акционеров, где-то — просто тупо украли, но везде есть дефект корпоративного управления»,— заявил он в ходе выступления на Международном финансовом конгрессе (цитата по РБК).
Свои слова господин Швецов проиллюстрировал двумя примерами: кейсами банка «ФК Открытие» и «Росгосстраха». По словам первого зампреда ЦБ, в обоих случаях все стратегические решения принимал теневой директор, советы директоров же существовали «для галочки».
По его словам, теневой директор выбирал в совет директоров «удобных» для себя людей. «В случае с "Открытием", я думаю, совет директоров был полностью уверен, что ответственность несет акционер или представитель акционера, тот самый теневой директор. И совет директоров занимался комплаенсом с точки зрения выполнения минимальных требований Московской биржи по нахождению акций ПАО "Открытие" в котировальном списке. Ни руководитель "Открытия", ни акционер, ни менеджмент воспринимали совет директоров не как орган управления, а как некий комплаенс с точки зрения регулирования»,— пояснил господин Швецов (цитата по ТАСС). По его словам, он не верит, что бывший президент банка и глава совета директоров «Открытие Холдинг» Рубен Аганбегян не имел должной квалификации для понимания своих функций. «Он прекрасно понимал, но тем не менее допускал»,— сказал господин Швецов. Практическая деятельность совета директоров «Открытия» сводилась к заочным голосованиям по сделкам с заинтересованностью, пишет ТАСС со ссылкой на зампреда набсовета Московской биржи, члена текущего совета директоров банка «ФК Открытие» Андрея Голикова. «За прошлый год было около 50 советов директоров проведено и из них два — в очной форме»,— отметил он.
Банк «ФК Открытие» попал под санацию в рамках новой схемы финансового оздоровления в конце августа 2017 года. В январе 2018-го процесс был завершен, банк перешел из ведомства департамента финансового оздоровления ЦБ под контроль департамента по надзору за системно значимыми кредитными организациями. В рамках оздоровления банка ЦБ выкупил допэмиссию «ФК Открытие» на сумму 456,2 млрд руб. и предоставил банку 111 млрд руб. в форме депозитов. Господин Аганбегян был освобожден от должности президента банка и выведен из состава совета директоров «Открытие Холдинга» в сентябре 2017 года. В конце января 2018-го он был назначен на должность советника гендиректора инвесткомпании «ВЭБ Капитал». В середине мая 2018 года господин Аганбегян был вновь утвержден в качестве кандидата на должность независимого директора в новый состав совета директоров Ростелекома (этот пост он занимает в течение нескольких лет).
Страховая компания «Росгосстрах» попала в периметр санации банка «ФК Открытие» в августе 2017-го. В декабре того же года Михаил Задорнов, впоследствии возглавивший банк «ФК Открытие», заявил, что в «Росгосстрахе» «царило воровство сверху донизу», компания реализовывала бизнес-модель, которая «никогда не была направлена на то, чтобы приносить акционерам легальную прибыль». В апреле 2018 года Лефортовский суд Москвы арестовал бывшего вице-президента компании Сергея Хачатурова, которого подозревают в крупной растрате. Официальных претензий к бывшему владельцу крупного страховщика — Даниилу Хачатурову — пока не предъявлялось.
В октябре 2017 года господин Швецов заявлял о готовности ЦБ «реанимировать» законопроект о повышении ответственности руководителей публичных компаний, который был принят в первом чтении еще в 2010 году.
В настоящее время он по-прежнему находится на рассмотрении в Госдуме. Следующим шагом, по его словам, должно стать принятие закона о легализации теневых директоров. «Мы должны кардинальным образом повысить реализацию фактической ответственности за использование недобросовестных действий. Только это может сбалансировать те преимущества, которые сегодня получают недобросовестные игроки. При этом очень важно внедрение института "теневого директора"»,— заявлял тогда господин Швецов. По его словам, нонсенсом является ситуация, когда ЦБ включает в свой черный список не тех людей, которые общаются с регулятором, пока финансовая организация еще действует. «Теневой директор также должен нести ответственность, а не прятаться за людьми, которых он нанял»,— отмечал господин Швецов.
обсуждение