При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О необходимости перевести все сделки физлиц с ценными бумагами в сферу безналичных расчетов заявил начальник управления налогообложения имущества и доходов физических лиц ФНС России Михаил Сергеев на Московском финансовом форуме. По его словам, одним из наиболее популярных видов обналичивания денежных средств является покупка банками векселей у физических лиц за наличный расчет. Для того чтобы пресечь эту схему и необходимо запретить сделки граждан с ценными бумагами за наличный расчет, полагает господин Сергеев. Замминистра финансов Илья Трунин отметил, что пока это только идея, но Минфин в целом поддерживает перевод максимального объема операций в безналичную форму.
Участники рынка признают, что проблема обналичивания средств через вексельные сделки с гражданами действительно существует. Такие случаи выявлялись в банках, лишенных лицензий. Например, у дагестанского Трастового банка (лицензия отозвана в 2012 году) в свое время налоговики совместно с правоохранителями выявили схему незаконного обналичивания денежных средств с использованием банковских векселей на сумму 6,7 млрд руб. Лицензию у банка ЦБ отозвал также за нарушение антиотмывочного законодательства (в части идентификации клиентов при массивных операциях с собственными векселями).
Впрочем, по словам банкиров, подобные схемы обналичивания не имеют большого распространения. Добросовестные же банки крайне редко приобретают векселя у физлиц за наличный расчет, отмечают участники рынка. "Львиная доля сделок банков с векселями — с юрлицами по безналу,— отмечает главбух одного из крупных банков.— Сделки с физлицами единичны, и они традиционно вызывают повышенный интерес со стороны налоговиков при проверках банка".
Впрочем, операции с векселями за наличный расчет граждане все же осуществляют. Это, например, погашение за наличный расчет физлицами векселей "на предъявителя". "Нередко в практике встречается, что банк продает подобный вексель компании, а потом его гасит физлицо за наличный расчет",— отмечает сопредседатель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин. "Такой вексель физлицо, например, может получить от компании за оказанные ей услуги",— продолжает руководитель налоговой практики юридической компании BMS law Firm Давид Капианидзе. Встречаются сделки с участием векселей и между физлицами. "Например, одно физлицо выдает другому вексель (аналог займа)",— добавляет партнер компании Taxologi Леонид Сомов. "По закону в этом случае физлицо, получившее доход по векселю в виде процентов или дисконта (по дисконтному векселю), должно уплатить НДФЛ с полученного дохода,— продолжает он.— Но по факту граждане не спешат декларировать эти доходы, а всплыть информация о таких сделках может лишь в одном случае — при возникновении конфликта сторон и обращении их в суд".
Реализация предложения ФНС позволит вывести эти сделки из тени. "Перевод сделок физлиц с ценными бумагами на безнал сделает их абсолютно прозрачными для ФНС",— отмечает руководитель налоговой практики юридического бюро DS Law Олег Понамарев. "Информацию о сделках ИФНС могут получать от банков, через счета которых проходят средства,— отмечает Леонид Сомов.— Это в духе существующего тренда: налоговики делают ставку именно на банки как на основной источник информации о доходах налогоплательщиков".
Для реализации этой новации ФНС может не спрашивать мнения ЦБ или участников рынка. "Если Минфин захочет сделать банк налоговым агентом, который будет фиксировать сделки с векселями, запрашивать информацию о цене приобретения и удерживать налог, то для этого будет достаточно внести поправки в Налоговый кодекс",— говорит Давид Капианидзе. Учитывая, что, по словам Ильи Трунина, из-за теневых доходов населения бюджет недополучил 520 млрд руб., вероятность того, что инициатива ФНС будет реализована, высока. Впрочем, оценить доходы бюджета, как и объем сделок граждан с векселями, проводимых за наличный расчет, эксперты затрудняются, ссылаясь на отсутствие статистики по этому вопросу.
обсуждение