При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О том, что власти определились, кто будет регулировать коллекторский рынок, "Коммерсанту" рассказали несколько источников, знакомых с обсуждением данного вопроса. Законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", принятым 3 июля, не определено, кто должен регулировать коллекторский рынок. Согласно ему, заниматься этим должен "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством РФ". По словам собеседников издания, знакомых с ситуацией, предложения Минэкономики одобрены администрацией президента и в течение двух недель президент подпишет указ, согласно которому коллекторов будут контролировать сразу два ведомства: нормативно-правовое регулирование — Минюст, а надзор — Федеральная служба судебных приставов. В пресс-службе Минюста сообщили, что вопрос находится в процессе проработки. В ФССП и Минэкономики получить комментарий вчера вечером не удалось.
Систему регулирования коллекторов надо утвердить как можно быстрее, поскольку в нее упирается исполнение нового закона, пояснили собеседники. По закону с 1 января 2017 года осуществлять взыскание новых долгов физлиц смогут только коллекторы, состоящие в государственном реестре. Реестр должен заработать 3 октября 2016 года. Создать его должен регулирующий орган, который до сих пор определен не был.
Впрочем, если регулятор наконец выбран, то вопрос финансирования надзора за коллекторами остается открытым.
Минфин выступает против выделения бюджетных средств ФССП на эти цели. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, этот вопрос стоял при подготовке закона о коллекторах. Однако в финансово-экономическом обосновании к закону указано, что исполнение документа не требует дополнительного финансирования. "Мы настаивали на этой позиции, при принятии данного закона она была учтена",— уточнил господин Моисеев. Ранее "Интерфакс" со ссылкой на источники сообщал, что ФССП оценивала потенциальную стоимость своего участия в регулировании рынка взыскания просроченной задолженности в 0,6 млрд руб. Для этого штат ФССП должен быть расширен на 900 человек, на содержание которых из федерального бюджета должно быть выделено около 484,6 млн руб., еще 156,7 млн руб. должно быть выделено на обновление серверов и модернизацию информационной системы хранения данных ФССП.
Прямому выделению средств из бюджета могут быть альтернативные варианты. Один из них, по словам собеседников газеты,— отказ от сокращения штата ФССП. Согласно указу президента, ФССП должна сократить 10% сотрудников госаппарата в 2016-2017 годах. Отказ от сокращения позволит сформировать кадровый резерв для надзора за коллекторами, указывает собеседник, близкий к ФССП. Однако в этом случае сократить расходы на персонал ФССП, как планировалось, не удастся. Есть вариант, что вопрос финансирования надзора за коллекторами будет решен отдельным постановлением правительства, знает источник "Коммерсанта" в правительстве.
Наступившая определенность в распределении ролей по регулированию рынка между двумя госорганами коллекторов не радует. "Наверное, лучше, когда регулятор один. Если один орган будет регулирующим, а второй надзорным, то гипотетически могут возникнуть сложности, касающиеся разных трактовок одного и того же,— комментирует председатель совета директоров коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева.— Мне кажется, что в целом тенденция в стране должна быть направлена на то, чтобы регуляторов было меньше и чтобы функции были сосредоточены в одном органе".
Впрочем, есть и удачные примеры двойного регулирования одной отрасли. Аудиторы, чью деятельность регулируют также два органа — казначейство и Минфин, не видят здесь проблемы. "Спорных моментов между казначейством и Минфином не было. Обычно споры возникают у казначейства с саморегулируемой организацией (СРО, профессиональное объединение игроков определенного рынка)",— отмечает председатель правления СРО "Содружество" Владимир Чая.
обсуждение