При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В канун президентских выборов реальные зарплаты и доходы граждан продемонстрировали впечатляющий рост, чему помогла масштабная индексация выплат бюджетникам. Впрочем, в январе—феврале 2018 года реальные доходы все еще оставались ниже, чем в те же месяцы 2017 года и в среднем в 2015 году. Домохозяйства не потратили прибавку на текущие расходы, а положили ее на банковские депозиты, полностью компенсировав январский отток вкладов. Остановка роста частного потребления в феврале, впрочем, временная. Вероятнее всего, оно будет основным источником роста экономики, что непосредственно скажется на динамике инвестиций.
Обновленная статистика Росстата отражает масштабы индексации зарплат бюджетников в январе—феврале 2018 года. Прежде всего обращает на себя внимание пересмотр темпов роста реальных зарплат в январе — с 6,2% до 11,3% в годовом выражении. В последний раз такими темпами показатель рос в 2012 году. Быстрее других увеличивалась номинальная зарплата в «деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры» (41,2%), в здравоохранении и социальных услугах (27,7%), научных исследованиях и разработках (21,2%), в образовании (17,8%). Среди рыночных отраслей конкурировать с таким увеличением зарплат могли лишь производство нефтепродуктов (в 2,3 раза) и финансовый сектор (20,9%). Впрочем, в среднем по обработке они увеличились скромнее — на 12,5%, в торговле — на 10,4%, в строительстве — на 16,4%, а в добыче нефти и газа даже снизились — на 4%.
Уже в феврале годовые темпы роста реальных зарплат замедлились до 9,7%, оценила служба. Хотя разбивки по видам экономической деятельности Росстат пока не публикует, повышенные выплаты бюджетникам в феврале продолжались, но их получатели не рассчитывают на то, что они продолжатся и после выборов.
Работники бюджетного сектора сообщали, что рост выплат в начале года обеспечивали надбавки, а оклады (которые нельзя повысить временно) не пересматривались. По оценкам ЦМАКП, если за январь с учетом сезонности реальная зарплата выросла на 1,3% (рост сопоставим с декабрьским, когда к зарплатам массово прибавляются премии), то за февраль — уже на 0,2%.
Так как зарплата, по данным Росстата, составляет 40%, а с учетом ее скрытой части — 65–67% фонда оплаты труда, Росстату фактически удалось зафиксировать остановку снижения реальных располагаемых доходов населения. В январе—феврале 2018 года (с учетом единовременной выплаты пенсионерам в 5 тыс. руб. в январе 2017 года) их сокращение замедлилось до 0,8% в годовом выражении. Если же не учитывать пенсионную выплату, то за два месяца показатель вырос на 2,5%. Впрочем, в феврале 2018 года реальные доходы все еще были ниже среднемесячного уровня кризисного 2015 года.
Несмотря на бурный рост зарплат, замедление инфляции, снижение безработицы на 0,2 процентного пункта (до 5%) и продолжающийся заметный рост розничного кредитования (на 1% с учетом валютной переоценки за февраль, по данным ЦБ), рост оборотов розницы замедлился до 1,8% с 2,8% в январе. При этом, по оценке ЦМАКП, с учетом сезонности февральское розничное потребление не изменилось, а по оценке Credit Suisse, снизилось на 0,3% после бурного роста в январе. Причин такого замедления несколько. Прежде всего в феврале домохозяйства вернули на банковские депозиты все, что сняли с них в январе,— это 370 млрд руб., что сопоставимо с объемом прироста зарплатных выплат по стране. Помимо этого, февраль был необычно холодным, и потребление граждан выражалось в увеличении зарубежных поездок, покупок недвижимости и, вероятно, покупок за пределами страны.
В конечном итоге обсуждение данных Росстата аналитиками свелось к тому, что предвыборная накачка зарплат роста экономики пока не ускорила, хотя, вероятнее всего, как и ожидали в ЦБ, частное потребление будет основным его источником в 2018 году. Во всяком случае, статистика первых двух месяцев доказывает, что и частные компании в обработке, торговле и финансах в условиях крайне низкой безработицы предпочитают наращиванию капвложений увеличение зарплат. Лишним доказательством этого служит тот факт, что при увеличении ввода жилья в феврале 2018 года на 33,8% объем строительных работ в целом в годовом выражении сократился на 0,2%, что означает снижение инвестиций: в строительство вкладывается порядка половины всех капитальных вложений.
обсуждение