При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В 2017 году тема криптовалют впервые стала предметом действительно массового интереса. Ажиотаж подогревали сводки с криптобирж, где немыслимыми темпами росли котировки основных цифровых валют, и безудержный поток новостей, обеспеченный и оплаченный участниками рынка. В результате заработали на взрыве интереса к биткойну в первую очередь пиарщики и event-менеджеры. Но большая часть громко анонсированных проектов, собрав (или нет) деньги, уже ушла в небытие, и дальше финансировать пиар, конференции и вечеринки юному рынку будет, видимо, нечем.
Когда-нибудь про «биткойновый хайп» 2017 года напишут в экономических учебниках — как о тюльпановой лихорадке и пузыре доткомов. За какие-то несколько месяцев знаниями в области новейших цифровых технологий овладели буквально все, вплоть до пенсионерок и таксистов. В разговоры о токенах, криптобиржах и ICO включились даже пожилые «красные директора» и руководители отдаленных регионов, не говоря уже о депутатах.
Что ни день, объявляли о новых ICO (Initial coin offering, первичное размещение цифровых активов — токенов, форма привлечения инвестиций, схожая с IPO и краудфандингом), одно интереснее другого. То фермерский кооператив готов встать на цифровые рельсы, то алмазодобывающая компания — обеспечивать токены своей продукцией. Каждая такая новость вызывала широкий общественный резонанс и радовала кликами сайты. Даже никому не известные проекты, в анамнезе у которых лишь два одноклассника-основателя и красиво расписанные Whitepapers, привлекали внимание и становились предметом обсуждения.
По оценке Coinshedule, к середине декабря в мире состоялись 234 ICO в целом на $3,7 млрд. Крупнейшее размещение Filecoin собрало $257 млн, средний масштаб ICO составил около $15,7 млн. В 2016 году все ICO собрали лишь порядка $300 млн. Ажиотаж породил даже реальные биржевые последствия: так, производитель лимонада Long Island Iced Tea Corporation, изменив название на Long Blockchain Corporation, втрое увеличил цену на свои обыкновенные биржевые акции. Но вот кто сумел без лишнего шума заработать на новой моде реальные, а не виртуальные деньги — так это пиарщики, рекламные и event-агентства и хедхантеры.
«До лета многие вообще не знали, что такое криптовалюты, и не слышали про ICO. Но активно включились в процесс. Заказывают все: пиар, контекстную и нативную рекламу, СММ, размещение в трекерах, рейтинги. Всегда ищут тех, кто сделает road show по странам»,— рассказывает гендиректор Drofa ICO PR agency Валентина Дрофа. По ее словам, летом 2017 года в Москве ежедневно проводилось по три-четыре конференции по крипто-тематике, на любое мероприятие можно было легко собрать публику и спонсоров, если добавить к названию слово «блокчейн» или приставку «крипто», входной билет стоил «от 10 тыс. руб. до бесконечности». Бюджеты маркетингового и пиар-пакетов летом начинались от $300 тыс., а сейчас — в два-три раза выше, отмечает госпожа Дрофа: «Пиар-агентства передают из рук в руки, и, как правило, у них все расписано надолго вперед».
Стартапы, специализирующиеся на крипто-технологиях, стремились нанимать не разработчиков или специалистов бизнес-подразделений, а пиарщиков, маркетологов и event-менеджеров, подтверждает основатель и руководитель проекта «Антирабство» Алена Владимирская. По ее словам, всплеск начался еще в конце 2016 года, спрос на эти специальности в IT-индустрии вырос в три-пять раз. Впрочем, запрос и выход на работу — разные вещи, а в крипто-отрасли особенно: «Из десяти запросов восемь заканчиваются отказами специалистов от вакансий. Те, кто соответствует высоким требованиям заказчиков, не хотят работать на предлагаемых условиях».
Условия же, несмотря на высокие зарплаты (главе отдела коммуникаций, например, могут предлагать 400–600 тыс. руб. в месяц), действительно вызывают вопросы: часто «черные» оформление и зарплата (иногда в токенах), работа вне офиса (нередко его просто нет). Значительная часть тех, кто вышел на работу в стартапы под проведение ICO, вскоре вновь оказалась в базе актуальных контактов HR-агентства (в основном из-за срыва размещения), и больше в такие проекты они идти не хотят. Да и спрос, отмечает Алена Владимирская, начинает снижаться: к концу 2017 года он уже вышел на уровень, близкий к стандартному рыночному.
Да и количество средств, привлеченных на ICO, несмотря на активный пиар и рекламу, в течение года неуклонно снижалось: в июне, по данным EY, целевой объем собрали 90% проектов, в ноябре же — всего 25%. «Рынок успокоился: психи с сумасшедшими проектами уходят»,— отмечает госпожа Дрофа. Вероятно, и информационно-рекламный поток вскоре перестанет бить ключом.
обсуждение