Суббота, 23.11.2024
×
Финансы-2035: кому решать? | Ян Арт и Анатолий Гавриленко

Коллекторы разрабатывают рекомендации для кредиторов по корректной передаче данных должников

Аа +
- -

Сейчас никаких правил нет, что нередко ведет к ошибкам в работе коллекторов, нарушению профильного закона и жалобам граждан. Регулятор рынка — Федеральная служба судебных приставов (ФССП) — привлекает к ответственности именно взыскателей, поэтому они кровно заинтересованы в появлении единого формата передачи данных. Но и банкиры не против унификации. Помочь в работе с данными коллекторам готовы бюро кредитных историй.

О том, что Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) приступила к разработке стандартов передачи информации о должниках от кредиторов коллекторам, рассказали “Ъ” участники рынка. «Перед нами стоит задача обратить внимание кредитных организаций на необходимость предоставления всеобъемлющей информации по долгу,— пояснил директор НАПКА Борис Воронин.— Сейчас каждый банк и микрофинансовая организация передают те сведения, о которых они договорились с коллектором, или просто те, которые есть у них в наличии». По его словам, унификация облегчит работу коллекторов с долгом и исключит проблемы идентификации должника, когда с гражданина, например, требуют вернуть долг его тезки или звонят по уже не существующему долгу.

Сейчас единых правил передачи коллекторам данных нет. Зачастую взыскатели получают крайне ограниченный набор информации, например ФИО и год рождения должника, при этом паспортные данные и другая информация, позволяющая однозначно идентифицировать человека, не передается. «Кредиторы часто дают коллекторам слишком мало информации для дальнейшей полноценной работы с должником,— подтверждает Борис Воронин.— Этих данных может быть достаточно для совершения звонка, но если нужно выстроить полноценную стратегию или найти человека, уклоняющегося от уплаты долга, просто контактных данных недостаточно».

По его словам, передача разрозненной информации даже в рамках одного портфеля довольно типичная история. Унификация реестра передаваемых данных позволит коллекторам получать информацию и от бюро кредитных историй. По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, при покупке долга коллектор получает право на запрос кредитной истории должника, однако воспользоваться им может, только обладая полными идентифицирующими данными. «Если цессионарий знает ФИО должника, его адрес прописки и паспортные данные, он может получить все сведения для восстановления информации по платежной дисциплине заемщика и правильно выстроить стратегию по работе с долгом»,— поясняет он.

Кредиторы часто не передают данные об отказе от взаимодействия или начатом исполнительном производстве в отношении должника, что может привести к нарушению закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ) и получению штрафов от Федеральной службы судебных приставов (ФССП), отмечают в НАПКА. Хотя в заключаемых между кредитором и коллектором договорах, как правило, указано, что коллектор не несет ответственности за последствия, связанные с предоставлением кредитором недействительной информации в отношении должников, ФССП эти договоренности не интересуют.

В ФССП указывают, что коллекторским агентствам надо самим заботиться о получении максимального набора данных у кредитора. Поскольку «при выявлении нарушений законодательства при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности привлечению к ответственности подлежат лица, допустившие данные нарушения»,— заключили там. В подобную ситуацию, например, попало «Акбивбизнесколлекшн» (АБК). «Агентство было привлечено к административной ответственности в связи с тем, что в процессе осуществления действий, направленных на взыскание, использовало информацию о стадии взыскания задолженности, предоставленную кредитором,— рассказали АБК.— Кредитор подтвердил, что передача некорректной информации произошла в результате технического сбоя».

Банкиры поддерживают введение единого стандарта передачи данных взыскателям. «Конечно, коллекторы должны проверять полноту передаваемых им данных при получении долга, однако банки также заинтересованы в том, чтобы должники не жаловались в ЦБ на нарушение их прав,— говорит исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев.— Ведь при неоднократных жалобах ЦБ неизбежно обратит внимание на такого кредитора».

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
389
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Бюджет, нефть, пенсии, инфляция, вклады и рубли Бюджет, нефть, пенсии, инфляция, вклады и рубли Экономика России дошла до точки. Пропаганда чайлдфри запрещена. Что происходит с нефтью. Как победить инфляцию. Что не так с индексацией пенсий. Украдут ли банковские депозиты и долларовые сбережения. Заговор «мировой элиты». Налоги на недвижимость меняются. Сливочное масло: цены и география. Потенциальные кандидаты в БРИКС: биржевой портрет Потенциальные кандидаты в БРИКС: биржевой портрет Страны-кандидаты на членство в БРИКС: фондовые рынки весьма разные, но у многих есть перспективы. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »