При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Американская PepsiCo завершила программу для стартапов в сфере продуктов и напитков, отобрав в России 12 проектов, связанных со здоровым питанием. Наиболее успешные продукты компания может выкупить по итогам тест-маркета. Это даст PepsiCo возможность закрепиться на российском рынке здоровой еды с оборотом 870 млрд руб. в год.
PepsiCo завершила акселерационную программу PepsiCo LAB для стартапов, развивающих проекты в сфере продуктов питания и напитков (Food LAB), сообщили “Ъ” в компании. В числе проектов, переведенных на стадию тест-маркета,— снеки из овощей «Паренки», фруктовые чипсы «Фрутсы», чипсы из натурального сыра Chimple, сыпучие снеки из бутылки (ягоды, орехи и пр.) Mealbot, молочный напиток Octa и пр. Всего в Food LAB было выбрано 12 проектов.
Источник, знакомый с условиями программы, говорит, что ее участники получили по 500 тыс. руб. на доработку продукта и инвестиции в производство. По словам руководителя PepsiCo LAB Ильи Мальцева, за время акселерационной стадии часть стартапов расширила продуктовые линейки, доработала модель дистрибуции и снизила себестоимость до 40% за счет оптимизации закупок и увеличения производства. Итоги тест-маркета планируется подвести к концу весны, говорит собеседник “Ъ”. Варианты дальнейшего сотрудничества с участниками Food LAB включают контрактное производство на заводах компании, дистрибуционное соглашение и покупку интеллектуальной собственности, заявили в PepsiCo. Объем возможных инвестиций в проекты там не называют.
PepsiCo — один из крупнейших в России производителей продуктов и напитков. Портфель брендов включает Pepsi, 7Up, Mirinda, «Русский дар», Lay`s, Cheetos, «Домик в деревне», «Веселый молочник» и др. В 2016 году выручка PepsiCo в России сократилась с $2,79 млрд до $2,64 млрд.
Выбранные PepsiCo стартапы отвечают востребованным трендам на здоровый образ жизни, тогда как потребление основных продуктов компании (сладких газированных напитков и чипсов) сокращается, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков добавляет, что акселерационная программа дала возможность PepsiCo оценить уже готовые идеи, протестированные рынком. «Это проще, чем запускать такие проекты с нуля»,— говорит он. По его подсчетам, сегодня оборот рынка продуктов для здорового образа жизни превышает 870 млрд руб. в год, а через три года этот показатель может вырасти до 900 млрд руб. Это высокомаржинальный рынок, но из-за сравнительно высокой розничной цены продуктов он ограничен в основном Москвой и Санкт-Петербургом, указывает исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. Для сравнения: упаковка чипсов Chimple в интернет-магазине «Деликатеска.ру» продается по 176 руб. за 55 г, чипсы Lay`s на сайте «Перекрестка» доступны по 51 руб. за упаковку 80 г.
По мнению Михаила Бурмистрова, вероятнее всего, все успешные проекты Food LAB будут в будущем выкуплены PepsiCo. Партнер практики АПК «НЭО Центр» Инна Гольфанд считает, что перед возможной сделкой PepsiCo может разместить на своих площадках контрактное производство интересующих продуктов, чтобы протестировать их востребованность у потребителей. Владелец Chimple Аркадий Цой допускает возможность продажи бизнеса при наличии хорошего предложения. По его словам, в запуск проекта было вложено около $150 тыс. (около 8,5 млн руб. по курсу ЦБ на пятницу). Среднегодовой оборот бизнеса, уточнил господин Цой, достигает 18 млн руб. Он затруднился оценить возможную стоимость проекта. По мнению Инны Гольфанд, Chimple сегодня может стоить примерно 30 млн руб. «Эта сумма подразумевает существенную премию к текущим финансовым показателям и может быть оправдана только при возможности многократно увеличить объемы продаж»,— отмечает она. По словам Алексея Поповичева, ресурсы PepsiCo позволят существенно нарастить объемы производства выкупленных продуктов, что позволит снизить себестоимость и расширить географию присутствия.
обсуждение