При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Правительство ищет все новые способы решения проблемы долгосрочного финансирования экономики в условиях сохранения западных санкций. Как стало известно "Ъ", подготовлен законопроект, меняющий регулирование сделок синдицированного кредитования. Устранение правовых неопределенностей позволит увеличить доступность таких кредитов при одновременном снижении рисков для банков. Воспользоваться новыми нормами смогут все участники рынка, но пока главным лоббистом проекта выступает Внешэкономбанк (ВЭБ).
В распоряжении "Ъ" оказался проект поправок к законодательству, регулирующих синдицированное кредитование. В пояснительной записке к документу говорится, что появление общей нормы о синдицированном кредите — одно из наиболее востребованных изменений в регулировании банковской сферы в РФ. Предлагается, в частности, дополнить закон "О банках и банковской деятельности" специальной статьей, а также внести изменения в ряд законодательных актов в части регулирования отношений, связанных с учетом прав залогодержателей.
Сейчас единого стандарта синдицированного кредитования в России нет. Такие кредиты по российскому праву выдаются каждый раз на основе индивидуальных договоров или по английскому праву в случае участия в синдикате западных банков (именно подобные сделки преобладали на российском рынке до введения западных санкций). Законопроект вводит целый ряд новых понятий — "кредитный агент" (им может стать один из кредиторов или третье лицо), который будет производить все расчеты по предоставлению и возврату кредита, а также "управляющий залогом" — он займется управлением обеспечением по кредиту. Документ детально описывает порядок реализации залога. Предполагается, что выплаты из конкурсной массы в счет погашения требований будут производиться в адрес управляющего, который затем будет распределять полученные средства в соответствии с договорными отношениями кредиторов.
До введения санкций западные банки были довольно активны в организации синдикаций для российских заемщиков. В 2005-2008 годах ежегодный объем синдицированных кредитов составлял $35-70 млрд. Так, в 2005 году было заключено более 120 таких сделок. Резкий спад произошел на фоне кризиса в 2009 году, затем рынок стал постепенно восстанавливаться, достигнув к 2014 году объема $35-40 млрд при среднегодовом количестве сделок около 60. Однако после введения санкций активность иностранных банков в этом сегменте резко снизилась. В 2015 году было заключено всего 13 сделок — в целом на $7 млрд. Доступ к синдицированному кредитованию сохранили только крупнейшие компании, но и для них сроки сократились с пяти--семи до четырех--пяти лет.
Как отмечают источники "Ъ" в правительстве, попытки доработать законодательство в части выдачи синдицированных кредитов предпринимались с 2015 года, но до внесения документа в Госдуму дело так и не доходило. "Сейчас ситуация кардинально изменилась: в разработке правительственного законопроекта в его нынешнем виде активно участвует ВЭБ, он же является главным лоббистом",— говорит один из собеседников "Ъ". С подачи государственно-правового управления президента РФ документ сейчас обсуждается на уровне экспертного сообщества, уточнил другой источник "Ъ". Слушания на Старой площади на заседании Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства прошли 20 февраля. Именно тогда, по данным "Ъ", представитель ВЭБа заявил о заинтересованности госкорпорации в продвижении законопроекта. В экспертном заключении (есть у "Ъ") сказано, что документ может быть поддержан с учетом высказанных замечаний.
В ВЭБе "Ъ" подтвердили, что "давали предложения и участвовали в рабочих группах". В банковской системе РФ много свободной ликвидности, но финансируется мало проектов, поскольку риски высоки, пояснили в госкорпорации. "Мы могли бы выступать как первичный кредитор, а потом организовывать синдикацию. Это позволило бы на 1 руб. вложенных нами денег привлекать 3-4 руб. с рынка — как от российских банков, так и от внешних инвесторов — и направлять существенную часть свободной ликвидности на проектное финансирование",— отмечают в госкорпорации. Во Внешэкономбанке уточнили, что, согласно его обновленной стратегии до 2021 года, в проектном финансировании предполагается довести соотношение выделяемых денег и средств инвесторов до 30:70.
Синдицирование, как пояснили в ВЭБе, будет применяться преимущественно для российских проектов "с четким фокусом инвестирования в промышленность высоких переделов, инфраструктуру, поддержку несырьевого экспорта, инновации и перевод ОПК на гражданскую продукцию". При этом ВЭБ планирует организовывать синдикации для проектов "вне страны, если они призваны развивать экономику России", рассчитывая привлекать как российские, так и иностранные банки. В январе глава ВЭБа Сергей Горьков говорил о планах заключить одну-две сделки по привлечению синдицированного кредита у китайских или японских банков, часть средств может пойти на реконструкцию пассажирского терминала аэропорта Хабаровска.
В Госдуме готовы максимально ускорить прохождение проекта. Глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков отмечает, что если законопроект будет внесен в Госдуму в марте, то может быть принят до конца весенней сессии. "В условиях отсутствия внешнего финансирования он крайне нужен рынку,— считает депутат.— Законопроект снимет правовую неопределенность и приведет к резкому росту кредитования, сделав ресурсы более доступными". Руководитель группы банковских рейтингов РА "Акра" Кирилл Лукашук добавляет, что действующее ограничение по объему кредитования на одного заемщика всегда являлось препятствием для привлечения средств банков в крупные инвестпроекты, а синдицированное кредитование до сих пор мало применялось именно из-за законодательного пробела.
обсуждение