При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Перед планируемой продажей своего международного трейдера Litasco ЛУКОЙЛ может вывести компанию на биржу в Европе. Это может дать индикатор цены для сделки. Пока сравнивать Litasco с компаниями-аналогами затруднительно: из крупных трейдеров в мире торгуется только Glencore, но ее бизнес шире, чем у структуры ЛУКОЙЛа. Эксперты не уверены, что проводить IPO на фоне текущего состояния рынков — удачная мысль, и считают наиболее вероятным слияние Litasco с другим крупным трейдером. Ключевым фактором для оценки трейдера остается набор долгосрочных контрактов с ЛУКОЙЛом.
ЛУКОЙЛ может провести на европейской бирже IPO своего швейцарского трейдера Litasco, сообщил вчера Bloomberg TV глава нефтекомпании Вагит Алекперов. Он отметил, что сам покупать акции трейдера в случае размещения не собирается. Помимо IPO, по его словам, рассматривается выкуп компании менеджментом (МВО) или слияние с другим трейдером. Господин Алекперов считает: инвесторы заинтересуются Litasco, если ЛУКОЙЛ даст гарантию, что 60–70% продукции будет продаваться через трейдера (сейчас через швейцарскую компанию идет весь экспорт производителя). В то же время сам ЛУКОЙЛ занимает менее половины оборота Litasco. В конце сентября вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун уже говорил, что интерес к активу проявляют европейские трейдеры. «По мне, это называется не продажа, а больше spin-off... (выведение из структуры головной компании дочерней структуры путем выпуска акций.— “Ъ”)»,— пояснял он.
Litasco основана в 2000 году в Швейцарии как эксклюзивный экспортный трейдер нефти и нефтепродуктов ЛУКОЙЛа и поставщик на его НПЗ за рубежом. Центральный офис структуры в Женеве, она представлена в Германии, Казахстане, Сингапуре, Швеции, ОАЭ, США, Нидерландах, Китае, Ираке, Индии и России. Текущий объем продаж — около 160 млн тонн в год. Отдельно в отчетности ЛУКОЙЛа показатели трейдера не отражаются.
ЛУКОЙЛ заявил о желании расстаться с Litasco как с непрофильным активом в августе, а в сентябре принципиально продажу одобрило правление компании. Окончательное решение по форме продажи правление должно принять в конце ноября — начале декабря. Как пояснял Вагит Алекперов, трейдерский бизнес требует большого оборотного капитала и отвлекает из компании средства, необходимые ей для инвестирования в добычу. Если ЛУКОЙЛ все-таки примет решение об IPO Litasco, то оно станет почти уникальным, так как пока на бирже из международных трейдеров торгуются только акции Glencore. Это размещение прошло в 2011 году в Лондоне и Гонконге, в его рамках компания привлекла $10 млрд. Сейчас free float Glencore составляет 76,5%. Но Glencore не нефтетрейдер в чистом виде, так как торгует также углем и металлами. Все ключевые конкуренты Litasco — Vitol, Trafigura, Mercuria и Gunvor — частные компании.
Как отмечает Андрей Полищук из Райффайзенбанка, с помощью IPO ЛУКОЙЛ получит индикативную цену для Litasco, но вряд ли она будет достаточно высокой в ситуации, когда биржи и рынки в упадке. Найти прямого покупателя сейчас на этом рынке довольно проблематично, полагает аналитик, но, если все-таки сделка состоится, есть сомнения, что новому владельцу будет нужен free float трейдера. Наиболее вероятный вариант, отмечает господин Полищук,— это слияние с другим крупным трейдером, но тогда ЛУКОЙЛ не получит реальных денег и у компании снова будут акции объединенной структуры. В любом случае, говорит эксперт, основное, от чего будет зависеть цена Litasco,— наличие долгосрочных контрактов. В ЛУКОЙЛе это понимают: как отмечал Леонид Федун, Litasco будет продана «с набором двусторонних обязательств».
обсуждение