При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Минэкономики заканчивает работу над согласованием плана по ускорению роста инвестиций и повышению их доли в ВВП с нынешних 21% до 25%. Хотя в центре идеи Минэкономики — создание системы управленческих KPI по инвестиционному развитию для всех министерств—исполнителей нацпроектов, в отраслевой части документ во многом ориентирован на налоговые и квазиналоговые льготы.
План Минэкономики (“Ъ” удалось ознакомиться с последней версией проекта) находится в высокой степени готовности. Он уже вносился в Белый дом, но был отправлен на доработку. Документ представляет собой перечень системных и отраслевых мер по наращиванию инвестиций, «системная» часть уже одобрена Белым домом — противоречия в основном возникли из-за требований ведомства к конкретным отраслям.
Из документов Минэкономики следует, что отраслевая часть направлена на определение KPI в части инвестиционного развития для всех исполнителей нацпроектов. Формально это означает, что ответственность за их выполнение ляжет на министров — но всерьез идея наказаний для глав ведомств в правительстве не обсуждается, сказал “Ъ” источник в финансово-экономическом блоке, скорее «речь идет о том, что кто выполняет все мероприятия и достигает KPI — тот эффективный министр, кто выполняет KPI без мероприятий — тот может их и не проводить, а кто не достигает целей при выполнении мероприятий, частично вернет госфинансирование в бюджет и будет пересматривать намеченные программы».
Результаты отраслевой поддержки инвестиций в ведомстве рассчитывают контролировать раз в полгода, привязав это к бюджетному процессу. «Март и август»,— подтверждает собеседник “Ъ” (в марте происходит перераспределение дополнительных доходов бюджета прошлого года, в августе — определяются параметры будущего).
Выполнение поставленной майским указом президента цели, напомним, требует роста капвложений в среднем по РФ на 6% в год в реальном выражении. Есть ряд обстоятельств, объективно снижающих темпы инвестирования в РФ, это, в частности, завершение инвестцикла в ТЭК.
Отчасти аналоги предлагаемых Минэкономики механизмов уже встроены в нацпроекты — так, по словам вице-премьера Дмитрия Козака, в рамках НП «Международная кооперация и развитие экспорта» (сегодня чиновник должен представить его президенту) будет введен конкурсный механизм распределения господдержки и компаниям придется брать на себя обязательства по достижению целевых показателей, а при их неисполнении возвращать госсредства. Правила распределения и возврата субсидий уже внесены в правительство — по отраслям они будут распределяться «исходя из объема экспорта на рубль поддержки», а по регионам — по прогнозам производства, пояснили “Ъ” в аппарате вице-премьера. Аналогичный механизм будет прописан и для АПК (совокупно на поддержку промышленного экспорта будет выделяться 420 млрд руб. в год, сельскохозяйственного — 350 млрд руб. в год). Более того, тот же подход Минпромторг планирует распространить и на средства, выделяемые на поддержку внутреннего спроса, а Минэкономики настаивает на учете их влияния не только на выпуск и экспорт, но и на капвложения. При этом в аппарате чиновника говорят, что не ждут увеличения финансирования нацпроекта в будущем, «понимая бюджетные ограничения».
Минэкономики своим планом доносит ту же мысль до всех отраслей: сумма госинвестиций — величина, зафиксированная бюджетом, и выполнять KPI по капвложениям следует за счет частных средств, а привлекать их — упрощая госрегулирование и улучшая условия ведения бизнеса. При этом под «улучшением условий», как видно из поддерживаемых Минэкономики отраслевых инициатив, достаточно часто выступают или локальные налоговые льготы, или их субституты, например, тарифные. Во многом это источник правительственных трений: Минфин, глава которого Антон Силуанов является первым вице-премьером, традиционно настаивает на проблемности налоговых льгот, министерства — на их благотворности, а Минэкономики от идеологем обычно уходит. Между тем «экономические рывки» в мире в большинстве случаев основаны на снижении налогов — этому посвящен, например, опубликованный вчера обзор «ФБК Грант Торнтон», в котором прямо утверждается: цели нацпроектов в РФ могут быть достигнуты только при снижении налоговой нагрузки.
Насколько предлагаемые Минэкономики меры способны помочь министерствам достичь будущих и довольно высоких отраслевых KPI по инвестициям, собеседник “Ъ” в Белом доме не оценивает: «Министерствам виднее, какие меры требуются для роста капвложений в их отраслях». «Придется менять подход — из просто распределителей бюджетных средств им предстоит стать экономическими регуляторами своих рынков»,— говорит чиновник.
обсуждение