При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Опубликован законопроект Минфина, завершающий трехлетнее обсуждение во власти реформы лизинговой отрасли. Формула, предложенная ЦБ и Минфином как компромиссная, выглядит так: частные лизинговые компании остаются вне регулирования, а лизинговые структуры с госкапиталом или получающие господдержку (до 70% рынка по активам) переходят в режим регулирования, совмещающий директивы ЦБ по образцу некредитных финансовых организаций и саморегулирования. Государство едва ли не впервые признало чисто рыночную проблему не ошибками рынка, а собственной.
Вчера Минфин опубликовал законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности (ССЛД)». Это первый и, видимо, ключевой законопроект реформы лизинга в РФ, начатой Банком России в конце 2014 года. После трех лет дискуссий Минфин и ЦБ предлагают де-факто отделить госсектор в лизинге от частного и распространить на него с 2019 года относительно мягкое регулирование, оставив негосударственный сектор свободным.
Напомним, Банк России заинтересовался лизинговой сферой сразу по итогам «нефтяного шока» 2014 года, причем уже из обзора финансовой стабильности ЦБ начала 2015 года стало понятно, что в основном лизинг интересует ЦБ как системная скрытая угроза банковской стабильности: лизинговый рынок в РФ, оцениваемый в 4% ВВП, демонстрировал признаки убыточности при его сильной связи с банками и отсутствии регулирования. В 2016 году был подготовлен план реформы отрасли, который, по данным “Ъ”, встретил сопротивление значительной и успешной части рынка. Протестовали против довольно мягкого регулирования в первую очередь структуры госбанков. Дискуссия в итоге затянулась — стороны безнадежно увязли в споре с ЦБ и Минфином (теоретическом, но с большой ценой вопроса) об арендной или финансовой природе лизинга в гражданском законодательстве.
Публикация законопроекта Минфина (ЦБ не пользуется правом законодательной инициативы), видимо, означает, что споры окончены, причем нестандартным образом. Институт ССЛД — лизинговых структур под контролем госструктур, госбанков, а также получающих господдержку — переходит под регулирование ЦБ с 2019 года, остальные участники этого рынка могут добровольно регистрироваться в реестре ССЛД ЦБ, вступать в профильные СРО и соблюдать нормативы по капиталу — но также добровольно и без регуляторной власти Банка России.
ССЛД с 2021 года перейдут на план счетов НФО в обязательном порядке. В 2019–2021 годах не слишком жесткие капитальные требования к ним будут применяться только к головным компаниям лизинговых групп-ССЛД. «Поведение» ССЛД будет в основном регулироваться через СРО, хотя как НФО они будут получать и предписания ЦБ. Операции ССЛД станут также объектом наблюдения Росфинмониторинга.
Объяснение этому решению дает на редкость откровенная пояснительная записка Минфина к проекту — из нее следует, что после трех лет исследований ЦБ и Минфин признали проблемы лизинга в РФ практически полностью сосредоточенными в госсекторе (по активам — от 50% до 70% рынка с учетом лизинговых структур контролируемого ЦБ Сбербанка и государственного ВТБ). Совокупный квазигосдолг лизинговых компаний с госучастием сейчас составляет 1,2 трлн руб. Лизинговая отрасль в РФ в 2016 и 2017 годах генерировала убытки (70–76 млрд руб. в год при совокупном портфеле по МСФО в 3,5 трлн руб.), вложения государства в лизинг составили 408 млрд руб., зафиксированные по ним убытки — 180 млрд руб. Документ прямо поясняет, что сейчас значительная часть бизнеса лизинговой сферы — это оптимизация налогов, регуляторный арбитраж с банковским кредитованием (фактически обход нормативов ЦБ) и вывод активов банков в аффилированные структуры. Это очень редкий случай констатации государством того, что основная проблема весьма крупного рынка (3,5–4% ВВП) создана некачественным госуправлением, а не мифическим разгулом рыночной стихии в условиях недостаточного госконтроля.
обсуждение