При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Минфин подготовил поправки в законодательство, ограничивающие траты средств Фонда национального благосостояния 20% в проектах внутри РФ и доходностью по ставкам не ниже ОФЗ.
Соответствующие изменения в Бюджетный кодекс размещены на правовом портале regulation.gov.ru. Минфин планирует потратить из ФНБ 1 триллион рублей в 2020–2022 годах, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Эту же сумму ранее озвучивал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. После 2022 года сумма может возрасти, следует из пояснительной записки.
Бюджетное правило предписывает Минфину накапливать нефтегазовые доходы сверх определенной цены на нефть в ФНБ, однако Бюджетный кодекс позволяет вкладывать средства фонда, когда объем его ликвидной части преодолеет порог в 7% ВВП.
Это произойдет в середине 2020 года, говорили ранее представители Минфина, оценивая сумму превышения в следующем году в 1,7 триллиона рублей. В 2021 году излишки составят уже 3,7 триллиона рублей, говорится в пояснительной записке.
Законопроект разрешает направлять деньги ФНБ на внутренние инфраструктурные проекты и на выдачу экспортных кредитов иностранным государствам.
Преимуществами предоставления государственных экспортных кредитов могут стать экспортная поддержка наиболее перспективных отраслей российской экономики, прежде всего энергетики, а также отсутствие необходимости принятия кредитных рисков российских юридических лиц, пишет Минфин.
“Реализация данного предложения позволит сохранить “стерилизационную” функцию ФНБ, а также минимизировать значительно возросшие риски арестов и блокирования российских активов в иностранных юрисдикциях, прежде всего США и странах Западной Европы, и, как следствие, полной утраты российских вложений вследствие недружественных действий иностранных государств в отношении России”, - говорится в пояснительной записке.
При финансировании инфраструктурного проекта внутри России доля денег из фонда не может превышать 20% “совокупного объема заемного финансирования отдельного проекта за счет всех источников”.
Доходность вложений ФНБ внутри России и при внешнем кредитовании должна быть не ниже доходности государственных ценных бумаг (в соответствующей валюте и того же срока).
“Введение данного требования направлено на исключение “субсидирования” заемщиков, привлекающих долговое финансирование из ФНБ”, - пишут авторы законопроекта.
В конце ноября премьер Дмитрий Медведев сообщил, что поддержал предложенные Минфином критерии использования средств ФНБ.
Изначально ведомство предлагало вкладывать средства ФНБ только в проекты за рубежом путем выдачи кредитов иностранным государствам-потребителям российского экспорта, чтобы не оказывать давление на курс рубля и инфляцию, чего опасается Центробанк.
Силуанов говорил, что инвестировать средства ФНБ за рубежом более правильно “для чистоты соблюдения бюджетного правила”. Однако в последнее время все чаще звучали идеи направить резервы на проекты внутри страны.
Силуанов летом объяснял это тем, что “сидеть на деньгах”, когда иностранные инвесторы отказываются вкладывать в Россию в условиях санкций, неправильно.
Чиновники ведомства уже обещали вложить деньги фонда в строительство газохимического комплекса в Усть-Луге, который строят Газпром и компания Русгаздобыча, а также второго завода СПГ Новатэка - Арктик СПГ-2.
С 2018 года ФНБ, который изначально создавался для покрытия дефицита Пенсионного фонда и софинансирования добровольных пенсионных накоплений, остался единственной “подушкой безопасности” для страховки от возможных потрясений после исчерпания Резервного фонда, которым Минфин в течение нескольких лет затыкал дыру в бюджете.
обсуждение