При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ускорение экономического роста в Китае грозит более существенным, чем ожидалось, увеличением долговой нагрузки. За пять лет ее уровень может приблизиться к 300% ВВП (с нынешних 242%), следует из новых расчетов Международного валютного фонда. В фонде рекомендуют Пекину отойти от поддержки роста экономики за счет дешевых кредитов, а также ускорить реформу госсектора, чтобы поддержать экономическое развитие в среднесрочной перспективе — но пока в КНР не спешат сокращать влияние крупнейших госкомпаний на экономику.
Активная поддержка роста экономики способствует повышению рисков увеличения долговой нагрузки частного и государственного секторов в среднесрочной перспективе, указывают в МВФ по итогам консультаций с китайскими властями. Так, суммарная долговая нагрузка нефинансового сектора (включая корпорации, домохозяйства и госсектор) по базовому прогнозу фонда вырастет с 242% ВВП в 2016-м до 293% ВВП к 2022 году — это почти на 20% ВВП больше, чем в прошлогоднем прогнозе. Напомним, по итогам первого полугодия китайская экономика выросла на 6,9%, что превысило ожидания аналитиков (официальный ориентир правительства на этот год — 6,5–7%). В среднем за пять лет экономика страны будет расти на 6,4% в год, а не на 6%, как ожидалось ранее, следует из обновленного прогноза МВФ.
Пока рост поддерживается потреблением, а также госинвестициями в инфраструктуру и вложениями в недвижимость (см. “Ъ” от 18 июля). Однако в июле Пекин объявил о модернизации регулирования финансовой системы Китая и создании отдельного комитета по координации финансового контроля, что, как предполагается, должно ограничить доступ к кредитованию и замедлить рост во втором полугодии. По итогам июля 2017 года объем промпроизводства уже замедлился до 6,4% против 7,6% в июне (впрочем, ряд аналитиков объясняют это влиянием плохих погодных условий).
Прирост кредитования также замедляется, однако общий объем финансирования в июле по-прежнему был на 13,2% выше, чем годом ранее, с учетом выпуска гособлигаций прирост и вовсе составил 15%, оценили в Capital Economics. В МВФ отмечают, что финансовая реформа пока привела преимущественно к росту ставок на межбанковском рынке (за год на 1,2 процентного пункта), а не к сокращению кредитования промышленности.
Как и ранее, в фонде особенно отмечают необходимость ускорить реформу госсектора — за счет увеличения производительности труда это могло бы дать ежегодный прирост ВВП в 0,4%. Однако пока госкомпании остаются слишком крупными игроками — и нынешняя реформа может спровоцировать их дальнейшее укрупнение и вытеснение с ряда рынков частных компаний. Доступ же частных инвесторов к долям в госкомпаниях в рамках программы «смешанного владения» по-прежнему ограничен, а конкуренция в контролируемых госкомпаниями секторах не растет, фиксируют в МВФ. По оценке фонда, господдержка таких компаний составляет около 3% ВВП. Этот аргумент зачастую используется и в торговых спорах как основание для введения антидемпинговых пошлин в отношении продукции из КНР. Так, возможное введение десятипроцентной заградительной пошлины на весь импорт из Китая в США привело бы к замедлению экономического роста КНР на 1 процентный пункт, следует из расчетов фонда.
Активная реализация реформ может привести к замедлению годового прироста ВВП Китая до 5,5% (суммарный долг при этом вырастет менее значительно — до 270%), оценивают в МВФ. Отчасти компенсировать ограничение кредитования и выпуска могло бы увеличение социальных расходов — в частности, фонд рекомендует нарастить расходы на здравоохранение и пенсионное обеспечение, а также снижать доходное расслоение за счет более крутой шкалы прогрессивного налогообложения. Китай по-прежнему потребляет слишком мало, его доля сбережений остается существенно выше среднего по миру — 46% против 20%, констатируют в МВФ.
обсуждение