При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Правительство планирует передать все полномочия по развитию Единой информационной системы (ЕИС) в области закупок Минфину РФ и Федеральному казначейству. Такое решение было принято на прошлой неделе в ходе совещания у первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова, посвященного вопросам работоспособности ЕИС, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.
Представитель первого вице-премьера подтвердил "Интерфаксу", что по итогам совещания И.Шувалов дал поручение проработать вопрос передачи полномочий по выработке функциональных требований к ЕИС и ведению ЕИС в части поддержки ее пользователей Минфину РФ и Федеральному казначейству.
Представитель И.Шувалова отметил, что данное решение должно сконцентрировать операционные и нормативно-правовые полномочия по управлению системы в руках одного органа (и подведомственного ему учреждения) с целью повышения контроля за ее функционированием и, как следствие, прозрачности проведения закупочных процедур.
В настоящее время полномочия по ЕИС распределены между Минэкономразвития и Казначейством. Первое отвечает за определение функциональных требований к системе, за ее ведение в части поддержки пользователей. Остальные задачи (по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, по установлению порядка регистрации в ЕИС и порядка пользования этой системой) возложены на Казначейство.
Как сообщалось, в конце прошлого года Минэкономразвития и Минфин, каждое со своей стороны, предложили передать все полномочия по ЕИС одному ведомству. Минэкономразвития предлагало все взять на себя, а Минфин - передать Казначейству. В итоге в правительство РФ были направлены проекты соответствующих правительственных постановлений. Однако ни один из этих документов в дальнейшую работу запущен не был.
В конце января текущего года Минфин направил в правительство РФ очередной вариант правительственного постановления о передаче всех полномочий по ЕИС Казначейству. По этому документу, Казначейство должно стать уполномоченным федеральным органом власти по ЕИС. При этом предполагается перераспределить в пользу Казначейства бюджетные ассигнования, которые в настоящее время получает Минэкономразвития на выполнение функций по ведению ЕИС в части поддержки пользователей.
Спор между ведомствами за право контроля ЕИС происходил на фоне технических сбоев в работе системы, число которых начало нарастать в декабре прошлого года. Работоспособность ЕИС оставалась низкой в январе и остается таковой в настоящее время.
По данным экспертов, количество объявленных закупок в рамках закона "О контрактной системе" (44-ФЗ) в январе текущего года сократилось из-за технических проблем с работой ЕИС в 7 раз.
"Обычно госзаказчики в январе объявляли около 10 тыс. закупок на сумму порядка 20 млрд рублей, - говорил гендиректор "Единой электронной торговой площадки" (ЕЭТП, одна из шести ЭТП, аккредитованных для проведения закупок по 44-ФЗ) Антон Емельянов в начале февраля. - В этом январе из-за технических проблем на ЕИС (zakupki.gov.ru) размещено всего 1,6 тыс. процедур приблизительно на 9 млрд рублей".
По мнению экспертов, проблемы с работой ЕИС связаны, в первую очередь, с большим числом изменений в правилах проведения закупок, которые вступили в силу с 1 января текущего года. В их числе обязательная публикация на ЕИС планов закупок и планов-графиков закупок после их проверки в системе. Также с 1 января значительно выросло число заказчиков, которые должны проводить закупки по 44-ФЗ. К ним добавились почти все ФГУПы. Это значительно увеличило нагрузку на систему (новые пользователи), усложнило ее новыми процедурами (публикация планов и планов-графиков), которые разработчику (компания "Ланит") пришлось в короткий промежуток времени (некоторые решения по ЕИС принимались правительством РФ в конце декабря) прописать в системе, что сказалось на ее работоспособности.
Проблемы с работой ЕИС побудили заняться вопросом работоспособности системы как участников рынка закупок, так и субъекты РФ. Так, в конце января мэр Москвы Сергей Собянин направил председателю правительства Дмитрию Медведеву предложение о выводе из-под прямого действия ЕИС городов федерального значения, а также субъектов РФ с объемом закупок более 100 млрд рублей. При этом обоснованием для такого шага С.Собянин назвал "регулярные технические сбои в работе ЕИС, препятствующие публикации сведений о госзакупках и контрактах".
В качестве решения проблемы московские власти предложили использовать для разгрузки ЕИС региональные системы закупок, включая московскую. То есть, первичная информация по закупкам должна собираться и обрабатываться на региональных площадках. При этом в ЕИС собранные пакеты данных будут поступать на регистрацию и анализ - с системы предлагается снять задачу по обработке и "пакетированию" первичной информации о закупках.
С подобным предложением в начале февраля выступила общероссийская общественная организация специалистов в сфере государственных закупок "Форум контрактных отношений" (ФКО, при поддержке Минэкономразвития занимается мониторингом работы ЕИС).
В то же время в январе президент РФ Владимир Путин поручил правительству в месячный срок определить единственного исполнителя осуществляемых Федеральным казначейством в 2017-2018 годах закупок работ и услуг по развитию и эксплуатации ЕИС. Минфин РФ в очередной раз предложил определить таким исполнителем АО "РТ-Проектные технологии" (РТ-ПТ, "дочка" госкорпорации "Ростех"), а правительство РФ поручило заинтересованным министерствам и ведомствам согласовать это предложение Минфина.
В финансово-экономическом обосновании Минфин определяет среднюю стоимость услуг по эксплуатации ЕИС - 350 млн рублей в год или 29 млн рублей в месяц, при условии, что в системе не будут запущены новые функциональные модули, которые не предусмотрены планом развития ЕИС. При этом оговаривается, что РТ-ПТ будет заниматься вопросами эксплуатации только прикладного (функционального - ИФ) программного обеспечения ЕИС. За так называемый инфраструктурный слой системы - программно-аппаратные комплексы - по предложению Минфина все также будет отвечать АО "Гознак", которое предоставляет базовую инфраструктуру (оборудование, системное ПО, каналы связи) для ряда государственных информационных систем (в их числе "Электронный бюджет", "Управление" и пр.).
обсуждение