При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Результаты независимого мониторинга в области защиты прав потребителей микрофинансовых организаций и социологического исследования аудитории потребителей «займов до зарплаты» представлены 15 октября в Москве в рамках реализации Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения».
Исследование проводилось методом тайного покупателя в 16 регионах России. Социологический опрос затронул такие города, как Москва, Волгоград, Липецк, Зеленодольск, Нефтекамск и др.
Результаты мониторинга представил Председатель Правления Союза общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» (КонфОП) Дмитрий Янин, о социологическом портрете среднестатистического потребителя услуг МФО рассказала генеральный директор Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Гузелия Имаева.
С учетом полученных результатов КонфОП представила рекомендации по решению существующих проблем в сфере микрокредитования, опираясь в том числе на международный опыт. По словам Дмитрия Янина, одной из основных мер должно стать снижение стоимости микрозаймов через ограничение дневных ставок. Дмитрий Янин отметил, что, к сожалению, заявление Банка России об ограничении полной стоимости кредита (ПСК) путем установления максимальной ежедневной процентной ставки на уровне 1,5% (с 1 июля 2019 года — 1%) до сих пор не обрело форму законодательной инициативы.
По словам генерального директора Аналитического центра «НАФИ» Гузелии Имаевой, краткосрочные займы нередко становятся причиной попадания в долговую яму: у четверти заемщиков (26%) размер микрокредита превышает их ежемесячный доход (у 11% — в полтора раза и у 15% — в 2 раза и более), у трети (33%) — превышает половину ежемесячного дохода. Регулярные платежи по микрозаймам чаще всего составляют от 20 до 30% дохода заемщиков, при этом в некоторых случаях эта доля доходит до 100%. Женщины пользуются услугами микрофинансовых организаций чаще, чем мужчины (65% против 35% соответственно).
Как показали результаты исследований, в Москве услугами МФО пользуются не только те, кто берет в долг до зарплаты, но и обеспеченные категории граждан. Согласно результатам исследования, 25% потребителей услуг МФО занимают деньги на дорогостоящие покупки: телефон, автомобиль, оплата отпуска или свадьбы.
В ходе исследований также выяснилось, что большинство микрофинансовых организаций в России не придерживаются принципов ответственного кредитования и готовы предоставить высокостоимостные «займы до зарплаты» даже закредитованным и безработным потребителям. Около половины МФО не указывают годовую процентную ставку по займам на своих сайтах, а только 2 из 16 МФО разместили на сайте типовой договор. Примерно 2/3 МФО в регионах не предоставляют индивидуальный договор до подписания. Кроме того, большинство сотрудников МФО в регионах не информируют потребителей о последствиях несвоевременного погашения задолженности.
Комментируя приведенную статистику, эксперты Проекта Минфина России по повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в первую очередь рекомендуют обратить внимание на заключаемый с МФО договор.
«Многие игнорируют это правило и не читают договор полностью, — отметил заместитель директора Национального центра финансовой грамотности Сергей Макаров. — Чтобы избежать плачевных последствий, нужно обратить внимание на полную стоимость займа, количество, размер и периодичность платежей по займу, виды и суммы дополнительных договоров или платежей по займу, а также на неустойки, штрафы и пени. Если какие-то из этих данных не прописаны или вам отказываются их предоставить, это повод задуматься о добросовестности микрофинансовой организации».
Как показывает практика, финансовая грамотность заемщиков все еще оставляет желать лучшего. Например, больше половины потребителей МФО в той или иной степени не понимают условий договора займа, не в курсе годовой процентной ставки и не сравнивают условия предоставления финансовых услуг в разных компаниях. А 70% респондентов не ведут постоянный учет всех доходов и расходов.
«Перед тем как занимать, обязательно сравните несколько предложений в разных МФО. Пусть на это уйдет больше времени и сил, но, возможно, и сэкономит вам значительную сумму, — посоветовал заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ Ростислав Кокорев. — Затем продумайте срок займа. Составьте график ожидаемых поступлений, из которых вы планируете выплачивать задолженность. Худший вариант — занимать для покрытия уже существующих долгов».
Как считает заместитель декана по развитию экономического факультета МГУ Сергей Трухачев, услугами МФО можно пользоваться в редких случаях для покрытия кассового разрыва, когда расходы необходимы, а поступления предсказуемы.
«Это могут быть проблемы со здоровьем у родственников, задержка заработной платы, неисправность автомобиля перед важной поездкой или поломка бытовой техники, без которой вы не можете обойтись. Но, даже совершая заем в чрезвычайной ситуации, все равно следует рассчитывать, из каких средств и в какие сроки вы планируете его погасить», — подчеркнул эксперт.
По состоянию на май 2018 года в государственный реестр МФО входят 64 микрофинансовые и 2106 микрокредитных компаний. Список исключенных из реестра включает 6674 организации. Перечень микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования содержит 208 организаций, являющихся микрокредитными компаниями.
обсуждение