При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Идея индивидуального порядка расчета дивидендов для госкомпаний доминирует в правительстве, рассказали «Известиям» три федеральных чиновника. Формула Минфина — взять 50% прибыли со всех госкомпаний — в этом году не будет применена, утверждают собеседники. Вместе с тем госкомпаниям укажут на резервы и нераспределенную прибыль прошлых лет, чтобы мотивировать их отдать в бюджет больше.
Минфин не первый год для пополнения бюджетных доходов пытается мотивировать госкомпании платить больше дивидендов. В прошлом году из-за сложной ситуации с госбюджетом ведомству удалось убедить премьер-министра Дмитрия Медведева выпустить специальную директиву о единой планке. А с 1 января этого года вернулся прежний порядок уплаты — 25% от прибыли.
— В этом году вопрос о дивидендах будет решаться в индивидуальном порядке с компаниями, — рассказал осведомленный федеральный чиновник. — Практика прошлого года оказалась не совсем эффективной: компании торговались, хитрили и жаловались президенту.
В России по большому счету всего десяток крупнейших плательщиков дивидендов, и согласовывать с ними дивиденды трудно из-за их огромного лоббистского влияния и политического веса. Важнейшие вопросы с ними всё равно приходится решать в индивидуальном порядке, добавил другой собеседник «Известий».
— Это не значит, что нельзя получить от них больше дивидендов — надо просто лучше готовиться, — уверен федеральный чиновник.
По его словам, в этом году, помимо «ритуальной» рассылки писем Росимущества в госкомпании с просьбой указать размер дивидендов, в правительстве хотят сыграть на опережение. Чтобы крупнейшие бизнесмены не пришли к президенту с жалобами на Минфин и правительство, в Белом доме в первом приближении уже разработали формулу, с помощью которой можно оценить, сколько компания реально может отдать в бюджет.
— Если у компании не такая большая инвестпрограмма, но при этом огромные резервы и нераспределенная прибыль прошлых лет, то понятно — она может заплатить больше, чем 25%, — пояснил федеральный чиновник.
С итоговыми расчетами чиновники хотят прийти к президенту и получить разрешение на предметный диалог с компаниями.
Ситуация в этом году технически осложняется тем, что бюджет-2017 исходит из перечисления компаниями 50% прибыли государству, а закон обязывает их перечислить лишь 25%. Закон о бюджете предполагает, что 483 млрд рублей поступят в качестве дивидендов в этом году.
— Проект распоряжения правительства, предусматривающий конкретизацию определения расчетной базы для начисления дивидендов, в настоящее время разработан и проходит процедуру согласования, — сообщила «Известиям» официальный представитель Минэкономразвития Елена Лашкина.
Представитель МЭР подтвердила, что конкретные дивидендные решения будут приниматься «с учетом результатов анализа в разрезе каждой компании с госучастием согласно отраслевой специфике, с учетом их инвестиционных программ, долгосрочных программ развития, бизнес-планов».
«Известия» оценили нераспределенную прибыль прошлых лет у крупнейших госкомпаний (см. таблицу). По этим данным, наибольшие финансовые ресурсы аккумулированы у «Роснефти» и «Газпрома», чья нераспределенная прибыль исчисляется триллионами.
Показатель нераспределенной прибыли не отражает способность платить дивиденды, ведь эта прибыль зачастую инвестирована в основные средства, отмечает финансовый аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. При этом чрезмерная ликвидность в виде резервов и остатков на счетах будет фактором в пользу наращивания выплат, соглашается он с обсуждаемой формулой расчета нормы дивидендов.
— Большая нераспределенная прибыль прошлых лет имеется в первую очередь у компаний, работающих в сфере ТЭК, — признает партнер инвестиционной группы UCP Михаил Трофимов. — Однако сомнительно, что те компании, которые традиционно платят низкие дивиденды, повысят их до необходимого уровня. Ранее многие госкомпании успешно ссылались на инвестиционные программы как причину, препятствующую выплате дивидендов на запланированном правительством уровне.
Получается, что предлагаемое решение фактически закрепит уже сложившуюся неформальную практику, которая в прошлом году позволила многим госкомпаниям уклониться от полного исполнения распоряжения правительства по выплате дивидендов за 2015 год в размере не менее 50%, считает Михаил Трофимов.
Если правительство пойдет на индивидуальный порядок определения дивидендов, значит, госкомпании победили, уверен генеральный директор «Креон Энерджи» Санджар Тургунов.
— Индивидуальный порядок определения размеров дивидендов — это ровно то, чего госкомпании давно добиваются. К тому же отсутствие четких критериев обеспечит возможность обходных маневров с нераспределенной прибылью, переходящими остатками, резервами, — отметил он.
У каждой из российских госкомпаний разная структура активов, инвестиционная программа и долговая нагрузка, поэтому решение о дифференциации уровня выплат дивидендов оправданно, поддерживает решение старший консультант Vygon Consulting Дарья Козлова.
Из числа 10 крупнейших госкомпаний на запрос «Известий» о дивидендах ответили лишь в «Совкомфлоте» и «РусГидро». В первом сообщили, что на дивиденды по правилам компании может быть направлено не менее 25% от прибыли, во втором — что компания будет придерживаться решений правительства, а окончательно доля будет определена на годовом собрании акционеров.
«Газпром» в своем недавнем сообщении о дивидендной политике предостерегал, что «существенное повышение выплат дивидендов компаниями с государственным участием, обсуждаемое в последнее время, может привести к снижению уровня финансовой устойчивости «Газпрома», увеличению долговой нагрузки и сокращению объема доступных финансовых ресурсов для реализации крупнейших инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для российской экономики».
Окончательные решения по размеру дивидендов будут утверждать акционеры на общих годовых собраниях, которые традиционно пройдут в мае–июне.
обсуждение