При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России вчера объявил о повышении нормативов отчислений в ФОР по обязательствам банков в рублях и валюте на 0,75 процентного пункта (п. п.). С 1 августа отчисления по обязательствам в рублях составят 5%, в иностранной валюте — 7%. В части валюты это уже третье повышение отчислений в ФОР с начала текущего года. С 1 июля отчисления в ФОР по валютным обязательствам вырастут на 1 п. п., до 6,25%, предыдущее повышение было в апреле. "Данная мера направлена на дестимулирование роста валютных обязательств в структуре пассивов кредитных организаций",— отмечали ранее в ЦБ. При этом отчисления в ФОР по рублевым обязательствам с начала года оставались неизменными — 4,25%. Сейчас объяснения регулятора изменились. К прежним добавилось и такое: "Данная мера позволит частично абсорбировать приток ликвидности, связанный с финансированием дефицита федерального бюджета за счет средств Резервного фонда".
По оценкам экспертов Сбербанка, для банковской системы новое решение ЦБ будет стоить почти 400 млрд руб. дополнительных отчислений в ФОР, а с учетом июльского повышения эффект составит почти 600 млрд руб. Согласны с такой оценкой и другие эксперты. "Это одномоментные отчисления, которые банкам придется произвести с момента повышения отчислений,— указывает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.— Это позволит не допустить профицита ликвидности в целом, но это мера довольно грубой настройки. Дело в том, что все банки находятся в разной ситуации, и если у крупных банков действительно есть избыток ликвидности, то небольшие все еще в ней нуждаются. Для них повышение ФОР чревато кризисом ликвидности, привлечь которую от вкладчиков в условиях контроля за ставками со стороны ЦБ не все смогут оперативно". Кроме того, рост отчислений в ФОР лишит банки возможности зарабатывать на этих средствах, а значит, скажется на их марже и приведет к снижению депозитных росту кредитных ставок, что будет дестимулировать кредитование, заключает господин Матовников.
Кредитование как граждан, так и экономики пока показывает отрицательную динамику. По данным ЦБ, за пять месяцев текущего года объем кредитов физлицам сократился на 1%, компаниям — на 5,8%. Впрочем, регулятор все же ожидал постепенного восстановления кредитной активности в 2016 году. Росту кредитования могло бы способствовать снижение ключевой ставки ЦБ в июне с 11 до 10,5%. Регулятор даже пересмотрел прогноз по кредитованию реального сектора экономики с 3-6% до 5-8%.
Однако, по мнению экспертов, сейчас своими действиями ЦБ уничтожает позитивный эффект от снижения ключевой ставки. "Повышение отчислений в ФОР на 0,75 п. п. нивелируют и, возможно, даже перекрывают тот позитивный эффект, который дало снижение ключевой ставки ЦБ",— отмечает экономист компании "ПФ Капитал" Евгений Надоршин. Впрочем, регулятор вынужден осуществлять такие разнонаправленные действия, поскольку есть угроза ускорения инфляции, которая уже материализуется в июне, а решение о снижении ключевой ставки принималось исходя из продолжающегося снижения инфляции, указывает он. Согласно индексу потребительских цен Росстата, в июне инфляция показывала еженедельный рост, и по итогам первых трех недель среднесуточный рост цен составил уже 0,012% против 0,013% за весь май. "Избыточная ликвидность и рост инфляционных ожиданий могут подтолкнуть банки на валютный рынок, граждане на фоне роста инфляции также склонны не сберегать, а тратить или пытаться заработать на валюте,— указывает господин Матовников.— Все это чревато усугублением ситуации с инфляцией и девальвационными рисками".
обсуждение